10 класс
Максимальное количество баллов – 25
I. Установите соответствие
(за каждое правильное соответствие 1 балл, всего – 14 баллов)
1. Установите соответствие:
- экономическая сфера;
- политическая сфера;
- духовная сфера;
- социальная сфера.
А) взаимодействие классов, социальных групп и слоев;
Б) деятельность государственных органов, политических партий;
В) мораль, религия, философия;
4) социальная сфера
Г) отношения в процессе материального производства.
2. Соотнесите функции культуры и их характеристики:
А) адаптивная;
Б) исторической преемственности;
В) нормативная;
Г) коммуникативная;
Д) ценностная.
а) позволяет обмениваться культурными достижениями, благоприятствует интеграции культур;
б) позволяет отличать значительное и незначительное в жизни, избавляться от того, что ведет к деградации личности;
в) позволяет людям приспособиться к различным природным условиям;
г) регулирование общественной жизни, опираясь на мораль и право;
д) накопление, сохранение, систематизация и передача информации.
3. Соотнесите основные линии поведения в конфликтных ситуациях и их
сущность:
А) сотрудничество;
Б) компромисс;
В) уклонение;
Г) приспособление;
Д) конкуренция.
а) достигается путем взаимных уступок;
б) направленность на достижение своего путем открытой борьбы;
в) предусматривает открытый обмен мнениями и поиск решения, которое удовлетворило бы всех участников конфликта;
г) выход из конфликтной ситуации, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своем;
д) сглаживание противоречий, жертвуя своими интересами в пользу другого.
II. Назовите понятия, которым даны определения
(за каждое правильное понятие 1 балл, всего – 10 баллов)
4.Совокупность индивидуальных особенностей, которые придают
своеобразие поведению и деятельности человека, характеризуют степень его
жизненной активности_______________
5.Обобщѐнная характеристика ценностных ориентиров человека и общества
_______________
6. Процесс усвоения человеком совокупности знаний, норм поведения,
привычек, позволяющих ему жить в обществе или, как говорят, быть
полноценным членом общества __________
7. Признание человека высшей ценностью и утверждение его права на
развитие и применение своих способностей, на свободу и счастье
________________
8. Специфический человеческий способ жизни, включающий процесс и
результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов
и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи__________
9. Устойчивая совокупность связей, в которые вступают общности людей в
процессе жизнедеятельности, определѐнный порядок взаимодействия этих
общностей _______________
10. Переход людей из одних социальных групп в другие _______________
11. Общности людей с устойчивыми взаимосвязями, схожими интересами,
определѐнными правилами поведения и взаимоотношений _______________
12.Система связей между людьми, социальных норм, правил
взаимоотношений и деятельности людей _______________
13. Исторически сложившаяся политическая, территориальная, социально-
экономическая и духовная общность людей с определѐнной психологией и
самосознанием _______________
Часть А.
I. Задания с одним правильным ответом
(за каждый правильный ответ 1 балл, всего – 15 баллов)
1. «Золотое правило» нравственности гласит:
а) не мешай окружающим людям работать и отдыхать;
б) относись к другим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе;
в) уважай чужое мнение, чужие привычки, будь терпимым к людям;
г) всегда протягивай руку помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Ксенофобия – это:
а) суждение европейцев о том, что их общество есть образец для остального;
б) страх перед чужими взглядами и обычаями, неприязнь и ненависть к ним;
в) признание своеобразия каждой из культур;
г) процесс взаимодействия культур.
3. Под индивидуальностью понимают:
а) способность человека быть сознательным субъектом отношений;
б) общую способность человека к познанию и решению проблем;
в) отличительные биологические, психологические и социальные качества;
г) активное, целенаправленное отношение к окружающему миру.
4. Понятие личность выражает:
а) степень жизненной активности человека;
б) биологическое своеобразие человека;
в) врожденную характеристику человека;
г) целостное социальное качество человека.
5.Самокритичность как качество, необходимое для самовоспитания личности:
а) требуется для того, чтобы быть волевой личностью;
б) направляется требованиями других людей;
в) предполагает наличие жизненной цели;
г) способствует формированию объективной самооценки.
6. Целеустремленность ка качество, необходимое для самовоспитания
личности :
а) обеспечивает объективную самооценку;
б) предполагает наличие жизненного ориентира;
в) выражается в критическом анализе своего поведения;
г) является центром самосознания личности.
7.Элитарной культурой называют:
а) деятельность особых учреждений, предприятий, специалистов по
организации материального и духовного производства;
б) культуру привилегированных групп общества;
в) систему норм и ценностей, отличающих отдельную социальную группу от
большинства общества;
г) субкультуру, которая находится в конфликте с доминирующими
ценностями и нормами.
8. Массовой культурой называют:
а) совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми
руководствуется большинство членов общества;
б) народное творчество, искусство, создаваемое народом;
в) культуру, ориентированную на массовое каждодневное потребление;
г) культуру, создателями которой являются не имеющие профессиональной
подготовки анонимные творцы.
9.Укажите верное суждение о мировоззрении:
а) Задача мировоззрения состоит в том, чтобы дать людям знание и
понимание идеалов гуманности, определяющих нормы нравственности;
б) мировоззрение предполагает заинтересованность личности в высших
ценностях и проявляется в еѐ поступках по отношению к людям,
окружающей природе;
в) мировоззрение является врожденной характеристикой человека, которая
проявляется с самого рождения и почти не изменяется в течение жизни;
г) мировоззрение ориентирует мысли, чувства и поступки человека, является
организующим началом всей жизни.
10. Укажите верное суждение о культуре.
а) В Древнем Риме слово «культура» обозначало умение истолковывать и
понимать тексты Священного Писания.
б) С точки зрения антропологического подхода культура понимается как
совокупность лучших, наиболее значительных творений человека.
в) Слово «пайдейя» в Древней Греции истолковывалось как воспитание в
соответствии с традициями народа, его жизненными правилами.
г) Сторонники ценностного подхода считают культурой весь мир
сотворенный людьми.
11. Отличительной чертой малой социальной группы является:
а) наличие специфического языка общения между членами группы;
б) непосредственный личный характер общения между членами группы;
в) существование в масштабах всего общества;
г) сходство образа жизни и мышления членов группы.
12. Современные нации формировались в период:
а) возникновения государства;
б) становления капиталистических отношений;
в) зарождения феодального общества;
г) разложения родоплеменных отношений.
13. Сфера общественной жизни, обеспечивающая удовлетворение
потребностей людей в жизненных благах, – это:
а) экономическая сфера;
б) политическая сфера;
в) духовная сфера;
г) социальная сфера.
14. Забота родителей о духовном развитии ребенка, обучение его правилам и
нормам поведения в обществе является проявлением функции семьи:
а) рекреативной;
б) эмоционально-психологической;
в) воспитательно-регулятивной;
г) хозяйственно-бытовой.
15. Состояние человека, связанное с чувством глубокой моральной
удовлетворенности и ощущением полноты бытия, определяется понятием:
а) счастье;
б) надежда
в) совесть;
г) дружба.
II. Задания с несколькими правильными ответами.
(за каждый правильный ответ 1 балл, всего – 10 баллов)
16.Определите две характерные черты народной культуры:
а) начала складываться в начальный период истории человечества;
б) всегда имеет своего автора;
в) имеет смеховое начало;
г) создается привилегированной частью общества.
17.Определите две характерные черты массовой культуры:
а) доступна и понятна всем;
б) обладает духовным аристократизмом;
в) превышает уровень запросов людей со средним уровнем образования;
г) имеет большую аудиторию.
18. К устойчивым мотивам относятся:
а) интересы;
б) установки;
в) способности;
г) деятельность.
19.Этапы развития этноса включают:
а) дикость;
б) племя;
в) народность;
г) варварство.
20. К элементам материальной культуры относятся:
а) язык;
б) символы;
в) средства передвижения;
г) техника для уборки урожая.
ЧАСТЬ А
I. Выбрать правильный ответ (за каждый правильный – 1 балл)
1. К устойчивым мотивам, которые ориентируют деятельность и
поведение личности в различных ситуациях, относят:
1) Цели; 2) Установки; 3) Самокритичность; 4) Характер.
2. Реальная причина, которая осознается человеком и направляет его
познавательную и практическую деятельность – это
1) Интерес; 2) Самооценка; 3) Эмоции; 4) Совесть.
3.Стремление индивида придерживаться и отстаивать установки, мнения,
результаты восприятия, поведение и так далее, прямо противоречащие
тем, которые господствуют в данном обществе или группе:
1) Конформизм; 2) Нонконформизм; 3) Аутизм; 4) Эмпатия.
4. Особенностью средневековой философии было:
1) истолкование истины, открытой людям Богом;
2) определение непосредственной практической полезности знаний;
3) стремление понять окружающий мир;
4) появление идеи общественного прогресса.
5. Наблюдение собственных психических процессов без использования
каких-либо инструментов или эталонов – это
1) конформизм; 2) аутизм; 3) нонконформизм; 4) интроспекция.
6. Система признаков и критериев общественного расслоения, положения
в обществе – это:
1) Социальная дифференциация;
2) Социальная стратификация;
3) Социальная структура общества;
4) Социальный класс.
7. Система связей между людьми и социальных норм, правил
взаимоотношений и деятельности людей – это:
1) социальное взаимодействие;
2) социальные отношения;
3) социальный институт;
4) социальная роль.
8. Перемещение людей из страны в страну, из одного района в другой, из
города в деревню и обратно:
1) эмиграция; 2) депортация; 3) миграция; 4) социальная мобильность;
5) урбанизация; 6) иммиграция.
II. ВЫБРАТЬ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ
(за каждый правильный ответ – 1 балл)
Задание 1
Функциями маркетинга не являются:
1) организация производственного процесса;
2) комплексное исследование рынка;
3) координация использования ресурсов предприятия;
4) приобретение производственного оборудования и материалов.
Задание 2
Человек как биологическое существо не характеризуется:
1) способностью к самопознанию и саморазвитию;
2) осознанным включением в жизнь общества;
3) способностью усваивать достижения культуры;
4) простейшими психическими реакциями.
ЧАСТЬ Б
Запишите ответ (за каждый правильный – 1 балл)
1 __________________— законы человеческого поведения, которые выражают высшие ценности человека как разумного и ответственного существа
2 __________________— твёрдая уверенность личности в чём либо,
побуждающая её поступать в соответствии со своими взглядами,
суждениями о важном и неважном, достойном и недостойном.
3 __________________— универсальное средство оформления, хранения,
передачи и создания новых культурных ценностей.
4 __________________— отрицание принятых в обществе ценностей, норм и правил
5 __________________— это переход людей из одних социальных групп в другие
6 __________________— это совокупность людей, выделяемая на основании
близости определённых социальных параметров и связанного с этим
сходства образа жизни, мышления.
7. __________________ - это исторически сложившаяся территориальная, социально-экономическая и духовная общность людей с определённой психологией и самосознанием.
8 __________________— представление о том, что европейская культура
является образцом для остального мира.
9 __________________— национальный эгоизм, противопоставление своей
родины другим странам и народам.
10.__________________— система общеобязательных правил поведения
(норм), устанавливаемых или санкционированных государством в целях
регулирования общественных отношений.