Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Ребёнок и компьютер: вред киберпространства

Дата: 10 ноября 2016 в 16:42, Обновлено 18 октября 2019 в 09:54

Ребёнок и компьютер: вред киберпространства.

Вреден ли ребёнку компьютер? Ответ на этот вопрос очевиден: компьютер ребенку вреден. Но поскольку жизнь сложилась так, что мы с вами уже не умеем обходиться без компьютера, давайте обсудим возможности сократить вред, причиняемый ребенку компьютером, и попытаемся научить своих детей помимо вреда извлекать из дружественной машины пользу.

Трудно представить современный обучающий процесс и досуг ребенка без этой чудо – машины.

При изучении влияния электромагнитного излучения на орган зрения оператора, исследователи не обнаружили вредного воздействия этого излучения на глаза.

Вреден не столько монитор и его мифические излучения, сколько зрительное утомление, вызываемое работой за компьютером.

       Чаще всего страдают спины пользователей и их руки (кисти), так как у детей идёт формирование костного скелета. К пятому классу 60 – 70% школьников имеют сколиоз. Поэтому предпочитаем ноутбуку стационарный компьютер с клавиатурой на выдвижной панели. При использовании выдвижной клавиатуры ребенок сидит не приподнимая плечи и кровоснабжение в шейном отделе позвоночника не нарушается. По той же причине желательно приобрести стул, высота которого будет регулироваться.

Ограничения времени работы за компьютером в зависимости от возраста.

 Допустим, глаза, руки, ноги ребенка мы уберегли. Но остается еще и психика.

    Чума 21 века – именно так ученые называют игровую зависимость в нашем веке. Интернет активно и плотно вошел в наш быт. Трудно себе представить современную жизнь без интернета.

Приведено множество случаев негативного влияния компьютерных игр на подростка.

 «15-летний американец пустил себе пулю в лоб из 22-калиберной винтовки из-за потери виртуальных артефактов».
 «В Великобритании, одурманенный игрой 17-летний юноша заманил своего приятеля в городской парк и зарезал»
 «В Санкт-Петербуге молодому геймеру во время игры поступил приказ из виртуального пространства убить собственного отца: он нанес отцу несколько ударов ножом, один из которых оказался смертельным».
«Зависимость от компьютерных игр становится настоящей эпидемией века, сродни наркомании и алкоголизму»

По мнению врачей, опасность заболеть возникает, если человек проводит за играми более двух часов в день.
Симптомами компьютерной игромании можно считать:
- Появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером, при ожидании этого контакта.
- Отсутствие контроля над временем, проведенным за игрой.
- Желание увеличить время пребывания в игре.
- Появление чувства раздражения, гнева, либо пустоты, депрессии при отсутствии возможности поиграть.
- Возникновение проблем в общении с близкими, в школе.
  Результаты исследований показали, что время, проводимое за компьютером с возрастом только увеличивается. Дети в возрасте 7-10 не могут обойтись без социальных сетей даже одного дня.

Проблема насилия над детьми в киберпространстве становится актуальной для всех стран мира. Для нее не существует границ, и изображения пострадавших детей появляются в Европе, Америке, в бывших республиках Советского Союза.

Термин «киберпространство» был введен Уильямом Гибсоном, который впервые использовал его в 1984 году в романе «Neuromancer». В настоящее время под кибер-пространством понимается «виртуальная» совокупность информационных сетей: телефонные разговоры, чаты, другие онлайновые дискуссии, в целом вся компьютерная связь осуществляется в киберпространстве.

Сегодня для многих подростков общение в интернете стало важной частью их жизни. В этом виртуальном мире они вступают в такое же взаимодействие, как и в реальности, общаются со сверстниками, доверяют им свои секреты, ищут информацию и обмениваются ею. Более того, ребята вступают в контакт с незнакомыми людьми, заводят новых друзей, узнают и вырабатывают системы ценностей, играют и просто «болтаются», становясь при этом очень уязвимыми. Согласно проведенным в некоторых странах опросам подростки в интернете чаще всего общаются:

  • с родственниками-44%;
  • с «виртуальными друзьями» — 22%;
  • с незнакомцами-33%.

Причем «виртуальные друзья» — это, как правило, тоже незнакомые люди, которым доверяют и общение с которыми носит регулярный характер. Следовательно, большая часть времени у ребят уходит на контакты с чужими людьми, поэтому виртуальный мир, как, впрочем, и реальный, может стать опасным. Специалисты выделяют четыре основных вида насилия в киберпространстве:

• приставание, или «обхаживание», в сети (grooming),-вхождение взрослого человека в доверие к ребенку с целью использовать его в дальнейшем для сексуального удовлетворения;

• насмешки, оскорбления, запугивание, физический или психологический террор с целью вызвать страх и добиться подчинения (bulling);

• демонстрация материалов, способных нанести психологический или физический вред ребенку;

• производство, распространение и использование детской порнографии и материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми.

Груминг.

Киберпространство дает возможность устанавливать контакты с детьми без ведома взрослых, что часто бывает сложно сделать в реальном мире. Преступники, охотящиеся за детьми в киберпространстве, чаще всего устанавливают контакты с ними в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Они стараются привлечь подростка вниманием, заботой, добротой и даже подарками. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и увлечениях современной молодежи. Поэтому подростки часто обращаются к виртуальным друзьям за помощью в решении возникших проблем. Как правило, это дети, которые не находят понимания у своих близких, с трудом заводят друзей в школе, во дворе, поэтому ищут общения в сети. Именно такие дети чаще всего страдают от насилия как в реальной жизни, так и в виртуальном мире.

Схема действия преступников.

Взрослый может зайти в те места, где собираются подростки, включая чаты, форумы, онлайновый игры и т. д., и наблюдать за участниками и/или взаимодействовать с ними.

Он определяет потенциально уязвимых детей, которые кажутся одинокими, чем-то расстроенными, или тех, кто ищет помощи и поддержки. Злоумышленник выслушивает проблемы подростков и сочувствует им, завоевывает доверие.

После установления контакта on line взрослый может начать убеждать ребенка или подростка перейти из публичного чата в более уединенное место. Если подросток соглашается и продолжает общение, взрослый может приступить к более интенсивному процессу обхаживания. Он начинает постепенно втягивать подростка в обсуждение интимных вопросов, показывать материалы откровенно сексуального характера, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Преступники постепенно оценивают возможность встречи с детьми в реальной жизни. Подобная тактика в дальнейшем приводит к тому, что ребенок не противится получению таких материалов и может согласиться на встречу вне сети.

Выбранный в качестве жертвы ребенок может быть вовлечен в изготовление порнографии путем отправки своих фотографий или при помощи использования веб-камер. Впоследствии это дает преступнику дополнительное средство для контроля над подростком, которому можно угрожать разоблачением перед широкой аудиторией. Кроме этого, шантажу могут подвергаться родители подростка, особенно если это ребенок из обеспеченной семьи.

ОБХАЖИВАНИЕ — ДОСТАТОЧНО ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, И ОН МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕРВАН НА ЛЮБОМ ЭТАПЕ, ЕСЛИ ЗЛОУМЫШЛЕННИК ПОЧУВСТВУЕТ, ЧТО ОН НЕ СМОЖЕТ ДОСТИЧЬ СВОЕЙ ЦЕЛИ.

Следующий вид насилия:

Буллинг (английское слово bullying, от bully — хулиган, драчун, задира, грубиян, насильник). Этот вид насилия получил широкое распространение в среде подростков. Специалисты выделяют три основных вида буллинга:

физический — агрессия с физическим насилием;

поведенческий — жертву ставят в оскорбительные и унижающие достоинство обстоятельства, используя сплетни, бойкот, вымогательство, шантаж;

словесный — унижение с помощью непристойных слов, издевательских ярлыков, кличек и т. д.

Новейшее «достижение» в этой области — так называемый кибербуллинг, осуществляемый с помощью электронных средств коммуникации.

Преследование в киберпространстве намеченного подростка может осуществляться путем передачи телефонных текстовых сообщений, изображений, посланий по электронной почте, а также через онлайновые дискуссионные группы по интересам и личные веб-страницы.

Специфика виртуального пространства способствует вовлечению подростков в преследование сверстников. Для этого создаются сайты, посвященные учащимся, по тем или иным причинам ставшим «изгоями», им посылают анонимные оскорбительные и угрожающие сообщения, размещают в интернете компрометирующие фотографии, распускают неприличные слухи, сопровождаемые необоснованными уничижительными комментариями. Иногда наоборот — от имени того или иного подростка рассылаются оскорбительные сообщения в адрес других зачастую сопровождаемые фотографиями.

Последствия насилия такого рода могут быть крайне разрушительными, поскольку:

у подростков также могут начаться трудности межличностного общения, а также может возникнуть ощущение, что им некуда скрыться;

они боятся того, что за их унижением может наблюдать большая аудитория в киберпространстве;

жертвы буллинга впоследствии сами начинают преследовать других.

К сожалению, многие подростки не сообщают о преследовании, поскольку, во-первых, не верят, что взрослые способны понять их и помочь; во-вторых, боятся последующих еще больших издевательств; в-третьих, опасаются, что им запретят пользоваться компьютером.

Следующий вид насилия — демонстрация материалов, которые могут нанести психологический или физический вред ребенку.

Распространение интернета увеличивает вероятность того, что дети и подростки могут получить доступ к материалам, не соответствующим их возрасту и способным причинить вред. Подростки рассказывали, что получают информацию и приглашения в клубы самоубийц, предложения вступить в деструктивные секты, принять участие в нетрадиционных формах секса. В последнее время появилась новая опасность в виде так называемых «цифровых наркотиков».

Конечно, наибольшее распространение имеет продукция сексуального характера. Чаще всего подростки случайно наталкиваются на порнографические изображения, но кто-то получает эти изображения от потенциальных преступников, а кто-то сознательно выходит на порносайты. Независимо от способа получения ребенком материалов, не соответствующих его возрасту, ему причиняется вред. У большинства детей и подростков откровенные сексуальные материалы вызывают беспокойство и тревогу, но для части ребят просмотр порнографии в дальнейшем становится стимулом к участию в изготовлении порноснимков. В последнее время все чаще звучат утверждения, чтодетская порнография в интернете приобретает угрожающие масштабы.

Производство, распространение и использование детской порнографии или материалов, изображающих сексуальное насилие над детьми, является одним из видов насилия над детьми в киберпространстве. По данным ООН и ЮНИСЕФ:

в интернете постоянно действуют 750 тысяч педофилов;

ежедневно в сети появляется свыше 200 новых детских порноизображений;

в сети существует свыше 4 млн. порносайтов с изображением детей, причем число их постоянно растет.

Детская порнография — один из самых доходных видов криминального бизнеса. Причем распространение порнографических материалов представляет собой только верхушку айсберга, в основе которого — сексуальное насилие, торговля детьми с целью сексуальной эксплуатации. Важно, что жертвами насилия в киберпространстве чаще всего становятся дети, страдающие от жестокого обращения в реальной жизни.

Дети, пострадавшие от насилия в киберпространстве, это, как правило:
- находящиеся в социально или экономически трудном положении, (дети из малообеспеченных семей и семей группы риска);
- жертвы сексуального насилия и эксплуатации (вовлеченные в занятия проституцией, пострадавшие от сексуального насилия);
 - обладающие низкой самооценкой;
 - обделенные любовью и теплом родных и близких;
 - воспитанники детских домов, интернатов, приютов.

Советы взрослым по обеспечению  безопасности детей:
Помните, что запрет на пользование компьютером не даст желаемых результатов.
• Будьте другом своему ребенку, интересуйтесь его увлечениями и обсуждайте возникающие проблемы.
• Расспросите ребенка о его «виртуальных друзьях», поинтересуйтесь, для чего он использует Интернет.
• Объясните ребенку, что не следует высылать виртуальным знакомым свои фотографии и личную информацию.
• Попросите ребенка рассказывать Вам о любых неприятных ситуациях, связанных с общением в Интернете. Убедите его в том, что Вы не будете сердиться, чтобы не случилось.
• Установите компьютер в месте, доступном для всех членов семьи.
• Составьте правила безопасного поведения в Интернете, напишите их на бумаге и прикрепите возле компьютера.

1. Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не стоит писать резкие и оскорбительные слова: читать грубости также неприятно, как и слышать.

2. Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не нужно общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, стоит вообще покинуть данный ресурс и удалить оттуда свою личную информацию, если не получается решить проблему мирным путем. Лучший способ испортить хулигану его выходку – игнорировать его.
3. Обратите внимание на психологические особенности подростка. Признаки того, что ребѐнок подвергается кибербуллингу, различны, но есть несколько общих моментов: - у подростка наблюдаются перемены в настроении, поведении, сне и аппетите, симптомы эмоционального дистресса на протяжении и после использования интернета; - несовершеннолетний прекращает общение с друзьями, избегает школы или школьных компаний, имеет нестабильные оценки и отыгрывает злость в домашней обстановке; - у ребѐнка нет ни одного близкого друга, успешнее он общается со взрослыми, нежели со сверстниками; - склонен к депрессии.
4. Если у вас есть информация, что кто-то из друзей или знакомых подростка подвергается буллингу или кибербуллингу, то сообщите об этом администрации школы, классному руководителю, специалистам СППС.

5. Объясните детям, что личная информация, которую они выкладывают в Интернете (домашний адрес, номер мобильного или домашнего телефона, адрес электронной почты, личные фотографии), может быть использована агрессорами против них.
6. Помогите ребѐнку найти выход из ситуации: практически на всех форумах и сайтах есть возможность заблокировать обидчика, написать жалобу модератору или администрации сайта, потребовать удаление странички. Большинство социальных сетей и сервисов электронной почты имеют в настройках опцию «заблокировать пользователя» или «занести в чѐрный список».
7. Поддерживайте доверительные отношения с подростком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнут поступать угрозы или агрессия. Наблюдайте за его настроением во время и после общения с кем-либо в Интернете.
8. Убедитесь, что оскорбления (буллинг) из сети не перешли в реальную жизнь. Если поступающие угрозы являются достаточно серьѐзными, касаются жизни или здоровья ребѐнка, а также членов его семьи, то несовершеннолетний имеет право на защиту со стороны правоохранительных органов, а действия обидчиков могут попадать под статьи действия уголовного и административного кодексов о правонарушениях.

Нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Добрые замечательные игры, столь полезные для людей, могут стать и вредными для них. Слишком длительное нахождение перед компьютером может привести к ухудшению зрения, а также к психологической зависимости от виртуального мира. Но те, кто не пренебрегает правилом золотой середины во всем, таких проблем никогда не испытает. И компьютер для них будет только другом.

Как распознать подростка, обдумывающего самоубийство?

Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие и ситуационные.                                                                                                                                         Словесные признаки:                                                                                                                                  Человек, готовящийся совершить самоубийство, часто говорит о своем душевном состоянии. Он или она могут:                                                                                                                                                      

1.Прямо и явно говорить о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”.       

2. Косвенно намекать о своем намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придется обо мне волноваться”.    

3. Много шутить на тему самоубийства.                

4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.                                           Поведенческие признаки:                               

1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.                                      

2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:                                                     – в еде — есть слишком мало или слишком много;                                                                     – во сне — спать слишком мало или слишком ного;                                                                                                                    

– во внешнем виде — стать неряшливым;                                                                                                                     

– в школьных привычках — пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;                                                                                                         – замкнуться от семьи и друзей;         

– быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.                                                     3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.                                                

Ситуационные признаки                                                                                                      Человек может решиться на самоубийство, если:  

1. Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.                                                                                                                           2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье — в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм — личная или семейная проблема);   

3. Ощущает себя жертвой насилия — физического, сексуального или эмоционального.       

4. Предпринимал раньше попытки суицида.                                                                                                 

5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.                      

6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).

7. Слишком критически настроен по отношению к себе.                                                                    

Что делать?                                                                                                                            Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию.

1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.

3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.

4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.

5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.

Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации:

Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.)

Ты думал когда-нибудь о самоубийстве?

Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).

Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, к которым можно обратиться. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.