Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

1 часть рекомендации по организации работы по охране труда в учреждении образования

Дата: 17 ноября 2018 в 14:06, Обновлено 6 декабря 2018 в 09:33

Рекомендации по организации работы по охране труда в учреждении образования

1. Нормативная база организации работы по охране  труда

 Организацию работы по охране труда в учреждении образования      необходимо начинать с создания и изучения нормативной базы по охране труда. Примерный перечень нормативной документации, регламентирующий организацию работы по охране труда, прилагается.

Примерный перечень необходимой документации и литературы для организации работы по охране труда и обеспечению безопасной жизнедеятельности обучающихся и воспитанников

1. Закон РБ "Об охране труда» 23.06.2008 г. №356-З.

 2. Закон РБ "О пожарной безопасности" в редакции от 11 января 2002г.

 3.Правила внутреннего трудового распорядка.

 4.Коллективный договор учреждения.

 5.Инструкция о порядке обучения,  стажировки, инструктажа  и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.

 6.О комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 г. № 210.

 7. Инструкция о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 №176.

 8. Инструкция о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209.

 9. Типовые отраслевые нормы бесплатной  выдачи средств индивидуальной защиты работникам, занятым в организациях  образования, утвержденные постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.07.09г. № 93 и постановлением Министерства образования Республики Бела­русь от 13.11.2000 № 50.

 10. Инструкция о нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами, утвержденная постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 г. № 208.

 11. Положение о планировании и разработке мероприятий по охране труда. №136 от 23.10.2000г.

 12. Типовое положение о кабинете охраны труда, утвержденное постановлением Министерства труда Республики Беларусь  № 144 от 8.11.1999 г.

 13.  Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 47 «Инструкций о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих»

14. Правила безопасности при работе с механизмами, инструментом и приспособлениями, утвержденные Министерством топлива и энергетики Республики Беларусь от 12.02.1996.

 15. Правила охраны труда при работе на высоте, утвержденные постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 28.04.2001 № 52.

 16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 4 февраля 2004 г. № 11 «Об утверждении Инструкции по проведению паспортизации санитарно-технического состояния усло­вий и охраны труда».

17. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений среднего образования», утв. постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 № 206.

18. Санитарные нормы и правила «Требования для учреждений дошкольного образования», утв. пост. Министерства здравоохранения Республики Беларусь 25 января 2013 № 8.

19. Правила пожарной безопасности Республики Беларусь для учреждений и организаций системы образования. ППБ 2.27-2005.

20. СанПиН 9-131-РБ, 2000 «Гигиенические требования  к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».

21. Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) «химия» и «физика» в учреждениях образования Республики Беларусь, утвержденные Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 № 26.

22.Положение об учебных мастерских общеобразовательной школы, утвержденное   постановлением  Министерства  образования РБ     от 01.03.1993

 № 71.

23. Положение о порядке образования и деятельности учебно-производственных объектов по трудовому обучению и профессиональной ориентации учеников, утвержденное постановлением Министерства образования РБ от 08.12.2006 №118.

24. Правила безопасности по физической культуре и спорту в учебных заведениях Республики Беларусь», утвержденные Министерством образования Республики Беларусь от 25.04.2000.

25. Перечень легких видов работ, которые могут выполнять лица в возрасте от 14 до 16 лет, утв. постановлением Минтруда Республики Беларусь № 144 от 14.10.2010 г.

26. Спіс работ, на якіх забараняецца прымяненне працы асоб маладзей васемнадцаці гадоў, зацв. паст. Міністэрства працы Рэспублікі Беларусь 02.02.1995 г. № 13 

27. Постановление Министерства образования Республики Беларусь  17.07.2007 г. № 35а «Инструкция об организации участия  обучающихся  учреждений образования в туристических походах и экскурсия».

28. «Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном и городском электрическом транспорте», утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и  Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь 4 декабря 2008 г. № 180/128.

29. Типовая инструкция о проведении контроля за соблюдением законода­тельства об охране труда в организации, утв. постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики   Беларусь от 26 декабря 2003г. № 159.

30. Межотраслевые правила по охране труда при работе в электроустановках, утв. пост.  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства энергетики Республики Беларусь 30.12.2008 № 205/59

31. Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Со­вета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30.

32. Инструкция о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися и воспитанниками, утвержденная приказом Министерства образования №58 от 07.08.2003г

33. Положение о порядке осуществления общественного контроля профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов и их организационными структурами в форме проведения проверок, утв. Указом Президента Республики Беларусь 06.05.2010 № 240

34. Порядок осуществления общественного контроля руководителями и представителями Федерации профсоюзов Беларуси, ее организационных структур, профессиональных союзов, входящих в ФПБ, и их организационных структур, утв. постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25.08.2010 № 180

35. Положение об общественном инспекторе по охране труда, утв. постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25.08.2010 № 180

36. Положение об общественной комиссии по охране труда, постановлением Президиума Совета Федерации профсоюзов Беларуси 25.08.2010 № 180

                 2. Приказ об организации работы по охране труда.

Руководитель учреждения издает приказ об организации работы по охране труда, в котором назначает ответственных: за общую организацию работы по охране труда в учреждении и по подразделениям; за безопасную эксплуатацию электроинструмента; за осуществление контроля за состоянием лестниц и стремянок; за пожарную безопасность отдельных территорий, зданий и сооружений; за техническое состояние, исправность и соблюдение требований пожарной безопасности при эксплуатации вентиляционных систем; за правильную эксплуатацию, сохранность и ремонт зданий и сооружений; за проведение погрузочно-разгрузочных работ; за автотранспорт; за эксплуатацию автоматической пожарной сигнализации;  за безопасную эксплуатацию теплового хозяйства; за явку работников на медосмотры  и т.д.

Приказ об организации работы по охране труда в учреждении рекомендуется издавать ежегодно, что позволит повысить ответственность работников за соблюдение правил и норм охраны труда.

Образец.

Примерная форма приказа об организации работы по охране труда

Наименование  вышестоящей организации                                                                            Наименование  учреждения образования

П Р И К А З

____________  № ___

Об организации работы по охране труда

      Во исполнение Закона Республики Беларусь «Об охране труда» 23.06.2008 г. №356-З и с целью совершенствования организации работы по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работников ПРИКАЗЫВАЮ:

     1. Назначить ответственных лиц в соответствии с должностными инструкциями:

1.1. за общую организацию работы по охране труда  заместителя директора по учебной работе______________;

1.2. за проведение вводного инструктажа по охране труда руководителя учреждения _____________________ ;

1.3. за проведение первичного, повторного, внепланового и целевого инструктажей с административно-педагогическим персоналом лицо, назначенное руководителем учреждения;

1.4. за организацию работы по охране труда, проведение всех видов инструктажей по охране труда, мероприятий по предупреждению травматизма и заболеваний обслуживающего персонала заместителя директора по административно-хозяйственной работе  (заведующего хозяйством)____________;  

1.5. за эксплуатацию и текущий контроль зданий и сооружений и за пожарную безопасность территорий, зданий и сооружений заместителя директора по АХР (заведующего хозяйством)____________;  

     1.6. за безопасное состояние рабочих мест, станков, оборудования, приборов, инструментов и т.д. в:

1.6.1. в кабинете физики заведующего кабинетом_________;

1.6.2. в кабинете химии заведующего кабинетом__________;

1.6.3. в кабинете биологии заведующего кабинетом_______;

1.6.4.в учебных мастерских заведующего мастерскими_____;

1.6.5.в кабинете обслуживающего труда заведующего кабинетом__________;

1.6.6.в кабинете информатики и вычислительной техники заведующего кабинетом;

1.6.7. в спортивном зале _________.

1.7. за осуществление повседневного контроля за санитарно-гигиеническим состоянием мест проведения занятий (помещений, участков), пищеблока и прачечной медицинскую сестру_____________ (по согласованию);

1.8. за осуществление повседневного контроля за техническим состоянием эксплуатируемого оборудования и инвентаря на пищеблоке, прачечной заместителя директора по АХР (заведующего хозяйством)____________;  

1.7. за безопасную эксплуатацию электроинструмента заместителя директора по АХР (заведующего хозяйством)____________;  

1.8. за безопасную эксплуатацию котлов, оборудования котельной заместителя директора по АХР (заведующего хозяйством)____________;  

1.9. за осуществление контроля за состоянием лестниц и стремянок заместителя директора по АХР (заведующего хозяйством)____________;  

1.10. за проведение погрузочно-разгрузочных работ заместителя директора по АХР (заведующего хозяйством)____________;  

1.11. за выпуск автотранспорта на линию после предрейсового технического осмотра и  медицинского освидетельствования водителя  заместителя директора по АХР (заведующего хозяйством)____________;  

1.12. за эксплуатацию АПС заместителя директора по АХР (заведующего хозяйством)____________;  

1.13. за осуществление контроля за своевременностью прохождения работниками медосмотров медицинскую сестру_____________(по согласованию).

2. Работникам:

2.1. выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные коллективным договором, трудовым договором, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными обязанностями, инструкциями по охране труда;

2.2. немедленно сообщать о неисправности оборудования, инструмента, приспособлений, о любой ситуации, угрожающей жизни или здоровью работников или окружающих, ухудшении состояния своего здоровья, несчастном случае, произошедшем с работниками, обучающимися (воспитанниками), окружающими,  оказывать содействие по принятию мер для оказания помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения.

3. Персональную ответственность и контроль за состоянием охраны труда и пожарной безопасности в учреждении возлагаю на себя.

Директор         _______________________________    (Ф.И.О.)     

 Ознакомлены:           

3. Должностные обязанности по охране труда.

 Для всех работников административно-педагогического персонала  разрабатываются и утверждаются руководителем по согласованию с профсоюзным комитетом должностные обязанности по охране труда. Они могут представлять собой самостоятельный документ с одноименным названием  либо являться составной частью должностной инструкции  работника и включаться в главу «Обязанности». Наниматель обязан ознакомить работника с должностными обязанностями по охране труда. Работник подтверждает ознакомление собственноручной подписью на документе, а также ставит дату ознакомления.

ФОРМА ДОЛЖНОСТНОЙ ИНСТРУКЦИИ

                                                                  УТВЕРЖДАЮ

________________________                  ______________________________   

      (наименование предприятия )                         (руководитель предприятия или иное

                                                                                             должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию)

                                                                                            ________________         ________________________

                                                                                                 (подпись)                    (расшифровка подписи)

                                                                                            «_____» __________________   _____ г.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

«____» _______________ _______ г.                 №______                     г. _________________

(наименование должности работника)

СТРУКТУРА ТЕКСТА

Общие положения

Функции

Должностные обязанности

Права

Ответственность

Руководитель структурного           ________________    ______________________________

подразделения                                         (подпись)                   (расшифровка подписи)

Визы_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

С инструкцией ознакомлен:  _____________________    _____________________________________

                                                       (подпись)                                   (расшифровка подписи)

                                                                                                           _______________________________________

                                                                                                                    (дата)

4. Разработка, согласование и утверждение

инструкций по охране труда.

     В соответствии со штатным расписанием и согласно требованиям «Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг)», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ  от 28.11.2008 №176,  составляется Перечень инструкций по охране труда, действующих в учреждении.

Образец   

СОГЛАСОВАНО                                                             УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания                                                      Приказ  от           №

профсоюзного комитета               

от                        №______                                  

Перечень инструкций по охране труда, действующих в учреждении

Инструкция по охране труда для уборщика служебных помещений

Инструкция по охране труда для рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений и сооружений

Инструкция по охране труда для дворника

Инструкция по охране труда для рабочего по стирке и ремонту спецодежды

Инструкция по охране труда для кастелянши

Инструкция по охране труда для истопника

Инструкция по охране труда для сторожа

Инструкция по охране труда для повара

Инструкция  по охране труда для кухонного работника

Инструкция по охране труда для гардеробщика

Инструкция по охране труда для механизатора

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля

Инструкция  по охране труда  при эксплуатации шкафов холодильных

Инструкция по охране труда при эксплуатации холодильников бытовых

Инструкция по охране труда при эксплуатации  кипятильников   электрических  непрерывного  действия

Инструкция  по охране труда при работе со сковородами электрическими

Инструкция по охране труда при эксплуатации шкафов жарочных электрических

Инструкция  по охране труда при эксплуатации приводов универсальных

Инструкция по охране труда при эксплуатации мясорубки

Инструкция по охране труда при эксплуатации  пищеварочных электрических котлов

Инструкция по охране труда при  эксплуатации картофелеочистительной машины непрерывного действия

Инструкция по охране труда при эксплуатации машины для резки овощей

Инструкция по охране труда при работе на циркулярной пиле

Инструкция  по охране труда при работе на сверлильном станке

Инструкция  по охране труда при работе на заточных станках

Инструкция  по охране труда при  работе на фуговально-пильных станках

Инструкция по охране труда при выполнении токарных работ

Инструкция по охране труда при работе на фрезерном станке

Инструкция  по охране труда при эксплуатации швейных машин

Инструкция по охране труда при эксплуатации  электроутюгов

Инструкция  по охране труда  при работе с машинами пишущими  с механическим и электрическим приводами

Инструкция  по охране труда при работе на компьютере

Инструкция  по охране труда при работе с электроинструментом

Инструкция по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных и складских работ

Инструкция по охране труда при ручной мойке посуды

Инструкция  по охране труда при выполнении малярных работ

Инструкция по охране труда при  выполнении работ на высоте

Инструкция по охране труда при выполнении работ с ручным слесарно-монтажным инструментом

Инструкция по охране труда при работе с химическими реактивами

__________________________________________________________________

               Примечание. Из данного образца  необходимо выбрать инструкции в соответствии со штатным расписанием и выполняемыми работами в учреждении образования. При необходимости дополнить перечень.

       _______________________________________________________________________  

              В соответствии с Перечнем инструкций по охране труда разрабатываются, согласовываются с профсоюзным комитетом и  утверждаются инструкции по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), выполняемых в организации работниками различных профессий и должностей.

Образец

СОГЛАСОВАНО                                      УТВЕРЖДЕНО

Протокол   заседания                                Приказ №______ от ___________

профсоюзного комитета

№____________________

«____»___________2009 г.                                           

Инструкция по охране труда

для водителя

№ __

1. Общие требования по охране труда.

1.К управлению автомобилями допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, стажировку, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда, имеющие водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории и талон к нему.

2. Водители проходят повторный инструктаж по охране труда в сроки не реже одного раза в 6 месяцев, ежегодную проверку знаний по вопросам охраны труда.

3. Водитель обязан:

  • соблюдать правила дорожного движения;
  • останавливаться по требованию работника Государственной автомобильной инспекции;
  • пройти по требованию работника Государственной автомобильной инспекции в установленном порядке проверку (освидетельствование) на предмет определения, находится ли водитель в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ;
  • содержать автомобиль в технически исправном состоянии, а также проверять его техническое состояние перед началом движения;
  • быть пристегнутым и не перевозить пассажиров с непристегнутыми ремнями при движении в автомобиле, оборудованном ремнями безопасности;
  • уступать дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть дороги по обозначенному нерегулируемому пешеходному переходу, а также по регулируемому пешеходному переходу при разрешающем для них сигнале регулировщика или светофора, и пешеходам, идущим к находящемуся на остановке маршрутному транспортному средству или от него, если посадка и высадка производятся с проезжей части дороги или посадочной площадки, расположенной на этой стороне проезжей части дороги;
  • принимать все возможные меры по обеспечению безопасных условий для передвижения детей, инвалидов, людей преклонного возраста, а также велосипедистов;
  • покидать свое место или оставлять автомобиль только в случае, если приняты меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля;
  • принимать меры по недопущению загрязнения дорог;
  • исполнять иные обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь.

4. Во избежание  дорожно-транспортных происшествий водителю запрещается:

  • управлять автомобилем в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ, передавать управление автомобилем лицу, находящемуся в таком состоянии;
  • управлять автомобилем в болезненном или утомленном состоянии, под воздействием лекарственных препаратов, снижающих внимание и быстроту реакции, а также передавать управление автомобилем лицу, находящемуся в таком состоянии;
  • участвовать в дорожном движении на автомобиле с неисправной тормозной системой, неисправным рулевым управлением, неисправным сцепным устройством (в составе автопоезда), негорящими фарами и задними габаритными огнями (в темное время суток и в условиях недостаточной видимости), с неисправными стеклоочистителями (во время выпадения осадков), а также с иными неисправностями, предусмотренными Правилами дорожного движения;
  • пользоваться во время движения автомобиля мобильным телефоном. Пользование мобильным телефоном во время движения автомобиля допускается только в случае, если автомобиль оснащен комплектом громкой связи и (или) устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук;
  • выполнять ремонт автомобиля и его обслуживание на проезжей части дороги;
  • создавать препятствие для дорожного движения или опасность для движения;
  • эксплуатировать автомобиль с нарушением требований экологической безопасности, не зарегистрированный в установленном порядке, не прошедший государственного технического осмотра;
  • допускать загрязнение дорог и окружающей среды.

5. В процессе работы на водителей автомобиля возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:

  • движущиеся машины и механизмы;
  • повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
  • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
  • вредные вещества (антифриз и другие), с которыми водитель находится в контакте при обслуживании автомобиля;
  • стесненные условия работы при ремонте и регулировке узлов и систем автомобиля;
  • возможность возникновения пожара как при движении автомобиля, так и при его ремонте в связи с использованием в качестве топлива легковоспламеняющихся жидкостей;
  • повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • эмоциональные перегрузки, монотонность труда.

6. Водители в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты обеспечиваются:

п/п

Наименование

Срок носки в месяцах

Маркировка по

защитным свойствам

1.

Халат хлопчатобумажный

12

Ми

2.

Перчатки хлопчатобумажные

12

Ми

7. Водители обязаны правильно использовать предоставленные им средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия ставить в известность об этом непосредственного руководителя работ.

8. Водитель обязан иметь при себе и передавать работникам Государственной автомобильной инспекции для проверки:

  • водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории (далее - водительское удостоверение) или временное разрешение на право управления механическим транспортным средством;
  • талон к водительскому удостоверению;
  • свидетельство о регистрации (технический паспорт) механического транспортного средства;
  • документ (сертификат) о прохождении государственного технического осмотра;
  • документ установленного образца, удостоверяющий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (страховое свидетельство, страховой полис, страховой сертификат).

9. Работник должен соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка. Запрещается употребление алкогольных, наркотических и токсических средств перед работой, в процессе работы и на рабочем месте.

10. Работник обязан соблюдать правила личной гигиены.

11. Работник обязан соблюдать правила пожарной безопасности. Курить разрешается только в специально отведенных местах.

12. Работник должен уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему.

13. Обо всех произошедших с ними дорожно-транспортных происшествиях, несчастных случаях, нарушениях правил дорожного движения, работник обязан немедленно сообщить руководителю, а пострадавшему оказать первую доврачебную помощь, вызвать врача или  помочь доставить пострадавшего в ближайшее медицинское учреждение.

14. Водители, не выполняющие требований инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

2.Требования по охране труда перед началом работы.

15. Проверить исправность средств индивидуальной защиты, необходимых для выполнения работы. Надеть специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты.

16. Проверить внешний вид автомобиля, выполнение его технического обслуживания или ремонта (по данным внешнего осмотра и учетной документации). Осмотреть подножки, очистить их от грязи, снега, льда.

Осмотр автомобиля в темное время суток производить с использованием переносного электрического светильника с предохранительной сеткой напряжением не свыше 42 В или электрического фонаря с автономным питанием.

17. Проверить исправность систем, агрегатов, приборов, узлов и деталей автомобиля, влияющих на безопасность движения, в том числе:

  • двигателя, рулевого управления, тормозной системы;
  • подвески, колес и шин;
  • зеркал заднего вида, стекол, стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового стекла, устройств обогрева и обдува стекол;
  • приборов наружного освещения, световой и звуковой сигнализации;
  • спидометра, противоугонных устройств;
  • замков дверей   кабины, приводов управления дверями; пробок топливных баков;
  • механизма регулировки положения сиденья водителя;

Проверку производить при заторможенных колесах.

18. Проверить комплектность автомобиля,. Автомобиль должен быть укомплектован:

  • набором исправных инструментов и приспособлений;
  • домкратом необходимой грузоподъемности, подкладкой под пяту домкрата размером, равным двух-трехкратной площади пяты домкрата;
  • медицинской аптечкой;
  • знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем;
  • огнетушителем.

19. Пройти предрейсовый медицинский осмотр.

20. Получить у лица, ответственного за выпуск автомобилей на линию, путевой лист с отметками о технической исправности автомобиля и прохождении предрейсового медицинского осмотра, указанием маршрута следования и режима работы водителя.

3.Требования по охране труда при выполнении работы.

21. Перед пуском двигателя затормозить автомобиль стояночным тормозом, рычаг переключения передач поставить в нейтральное положение.

22. Пуск двигателя автомобиля производить при помощи стартера.

23. Не допускается осуществлять пуск двигателя путем буксировки автомобиля.

24. Для подогрева двигателя и системы питания автомобиля, устранения ледяных образований и пробок необходимо применять только горячий воздух, воду, пар и тому подобное. Во избежание пожара запрещается пользоваться открытым огнем.

25. Вести автомобиль со скоростью, не превышающей установленных ограничений и обеспечивающей безопасность движения автомобиля, учитывая интенсивность движения, особенности и состояние автомобиля, дорожные и метеорологические условия (в частности, видимость в направлении движения). Не отвлекаться на разговоры во время движения автомобиля.

26. При возникновении препятствия или опасности для движения, которые водитель в состоянии обнаружить, немедленно принять меры к снижению скорости, вплоть до остановки автомобиля.

27. Остановку и стоянку автомобиля производить на обочине по правой стороне дороги, а при отсутствии обочины или невозможности остановиться на ней - у края проезжей части.

28. Оставляя автомобиль, необходимо принять меры, исключающие самопроизвольное движение автомобиля и использование его другими лицами:

  • выключить зажигание или прекратить подачу топлива;
  • установить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом;
  • установить под колеса автомобиля противооткатные упоры при нахождении его даже на незначительном уклоне;
  • закрыть замки дверей кабины, включить противоугонное устройство (при его наличии).

При остановке и стоянке на неосвещенных участках дороги в темное время суток или в других условиях недостаточной видимости включить габаритные или стояночные огни.

Перед выходом из кабины на проезжую часть убедиться в отсутствии движения как в попутном, так и во встречном направлениях.

29. Осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки автомобиля, а начинать движение только с закрытыми дверьми и не открывать их до полной остановки.

Не допускается движение автомобиля при нахождении людей на крыльях, бамперах.

30. При проезде и прохождении по территории организации и других объектов следует пользоваться только установленными схемой движения проходами и проездами.

31. При подъезде к железнодорожному переезду убедиться в отсутствии приближающегося железнодорожного транспортного средства и руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, дорожной разметки, положением шлагбаума, звуковым сигналом и указаниями дежурного по железнодорожному переезду.

Пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу железнодорожному транспортному средству.

32. Перед подачей автомобиля назад убедиться, что его никто не объезжает, а поблизости нет людей или каких-либо препятствий.

Перед началом движения задним ходом в условиях недостаточного обзора (при выезде из ворот и тому подобное) пользоваться услугами другого работника.

33.  Подавать звуковой сигнал в случаях, когда это необходимо для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, в том числе:

  • при въезде и выезде из ворот организации;
  • в начале движения с места, если вблизи автомобиля находятся люди;
  • при движении задним ходом;
  • в местах ограниченной видимости;
  • во всех случаях возможной опасности наезда или столкновения.

34. Не открывать и не закрывать ворота бампером автомобиля.

35. В целях предотвращения возникновения пожара запрещается:

  • допускать скопление на двигателе, его картере, выпускной трубе и глушителе грязи и масла;
  • оставлять в кабине и на двигателе загрязненные маслом и топливом использованные обтирочные материалы;
  • эксплуатировать неисправные приборы системы питания автомобиля;
  • применять для мытья двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
  • при неисправности топливной системы подавать бензин в карбюратор непосредственно из емкости шлангом или другим способом;
  • курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя;
  • пользоваться открытым огнем при определении и устранении неисправности механизмов и систем, подогревать двигатель открытым огнем;
  • применять устройства с открытым огнем для обогрева кабины или приготовления в ней пищи.

36.  Во время стоянки запрещается отдыхать или спать в кабине при работающем двигателе, использовать его для обогрева кабины на стоянках.

37. Заправку автомобиля производить в соответствии с правилами безопасности, установленными для заправочного пункта.

Перед заправкой автомобиля необходимо остановить двигатель, выключить зажигание. На заправочном пункте не допускается:

  • курить и пользоваться открытым огнем;
  • проводить ремонтные работы, а также работы, которые могут привести к возникновению пожара;
  • заправлять автомобиль топливом при работающем двигателе;
  • нахождение пассажиров в салоне легкового автомобиля.

38. Во время работы пользоваться выданными средствами индивидуальной защиты и своевременно ставить в известность непосредственного руководителя работ о необходимости их химчистки, стирки, сушки, ремонта и обезвреживания.

4.Требования по охране труда при ремонте и техническом обслуживании автомобиля.

39. Автомобиль подавать на посты технического обслуживания и ремонта в чистом и сухом состоянии.

40. Мойку автомобилей производить на специально отведенных постах мойки.

41. Постановку на пост технического обслуживания и ремонта осуществлять под руководством должностного лица, ответственного за ремонт и техническое обслуживание автомобилей.

42. Перед подъемом передней или задней части автомобиля домкратом остановить двигатель, затормозить автомобиль стояночным тормозом, установить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры, удалить людей из салона легкового автомобиля, закрыть двери.

При вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, положить подкладку, на которую установить домкрат.

Не допускается устанавливать под домкрат случайные предметы.

43. Перед вывешиванием автомобиля с помощью домкрата для снятия колеса затормозить автомобиль стояночным тормозом, включить первую передачу и положить под неподнимаемые колеса противооткатные упоры для предотвращения скатывания автомобиля, ослабить затяжку гаек крепления колеса, после этого вывесить колесо домкратом, отвернуть гайки и снять колесо.

44. Не работать под автомобилем, находящимся на наклонной плоскости.

       В случае крайней необходимости принять все меры, обеспечивающие безопасность работы: затормозить автомобиль, подложить под колеса противооткатные упоры, ключ из замка зажигания убрать, а кабину закрыть.

45. Во всех случаях под колеса автомобиля устанавливается не менее двух противооткатных упоров.

46. Слив масла и воды из агрегатов автомобиля производить только в специальную тару. Случайно пролитые горюче-смазочные материалы посыпать опилками или сухим песком и удалить в специально отведенное место.

47. При выполнении работ под автомобилем следует размещаться между колесами вдоль автомобиля, использовать лежаки, коврики или деревянные решетки.

48. Использованный обтирочный материал собирать в специально установленные для этой цели металлические ящики с крышками.

49. Перед заправкой системы охлаждения двигателя антифризом проверить, нет ли в системе охлаждения (в соединительных шлангах, радиаторе, сальниках водяного насоса и тому подобном) течи, и при наличии устранить ее, промыть систему охлаждения чистой водой.

Принять меры, исключающие попадание в антифриз нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, масла и тому подобного).

5. Требования по охране труда по окончании работы.

50. После прибытия с линии произвести осмотр автомобиля согласно перечню операций, установленных инструкцией по эксплуатации данного автомобиля.

51. Обо всех обнаруженных неисправностях, поломках и повреждениях сообщить руководителю предприятия.

52. Поставить автомобиль в отведенное для стоянки место.

53. После постановки автомобиля на место стоянки выключить зажигание (подачу топлива), затормозить автомобиль стояночным тормозом.

54. Привести в порядок рабочее место.

55. После окончания всех работ снять средства индивидуальной защиты, поместить их в место хранения, вымыть руки и лицо теплой водой с мылом, при возможности принять душ.

6. Требования по охране труда в аварийных ситуациях.

56. При возникновении в пути неисправностей автомобиля, при которых запрещается участие в дорожном движении, немедленно прекратить движение, включить аварийную световую сигнализацию.

После включения аварийной световой сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, в темное время суток на неосвещенных участках дорог, в условиях недостаточной видимости немедленно выставить знак аварийной остановки (мигающий красный фонарь) на расстоянии не менее 15 м позади автомобиля в населенных пунктах и 40 м вне населенных пунктов и принять меры к устранению неисправностей.

57. При устранении неисправностей соблюдать требования безопасности, установленные для ремонта и технического обслуживания в соответствующих инструкциях по охране труда, технологической документации на ремонт и техническое обслуживание автомобиля, эксплуатационных документах завода - изготовителя автомобиля.

58. Не допускается привлекать к ремонту автомобиля на участке дороги лиц, не имеющих на это права (сопровождающих, пассажиров и других).

59. При отсутствии необходимых приспособлений и инструмента производить ремонт запрещается.

Если движение автомобиля с техническими неисправностями не запрещено Правилами дорожного движения, включить аварийную световую сигнализацию и следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности по обеспечению безопасности дорожного движения.

При невозможности движения сообщить на предприятие и (или) в ближайшую аварийно-техническую службу.

60. При появлении во время движения запаха автомобильного топлива немедленно остановить автомобиль, выявить причину появления запаха и устранить ее.

61. При возникновении пожара на автомобиле немедленно остановить его, заглушить двигатель, выключить зажигание, отключить массу, перекрыть подачу топлива и приступить к тушению огня с помощью огнетушителя.

62. В случае возникновения пожара в зоне стоянки автомобилей или на территории организации эвакуировать автомобиль в соответствии с разработанным планом эвакуации.

63. При несчастном случае следует немедленно принять необходимые меры для оказания потерпевшему доврачебной медицинской помощи, доставки потерпевшего в медицинское учреждение, сообщить в Государственную автомобильную инспекцию о дорожно-транспортном происшествии.

64. Водитель, являющийся участником дорожно-транспортного происшествия, обязан:

  • немедленно остановиться и оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, соответствующий установленным требованиям, а если это невозможно - любым иным доступным способом предупредить остальных участников дорожного движения о дорожно-транспортном происшествии. В темное время суток дополнительно или вместо знака аварийной остановки может быть выставлен мигающий красный фонарь;
  • принять меры по оказанию доврачебной медицинской помощи потерпевшему (потерпевшим), вызвать скорую медицинскую помощь, а если это невозможно - доставить потерпевшего (потерпевших) на попутном или своем транспортном средстве в ближайшее медицинское учреждение.

Водитель, доставивший потерпевшего (потерпевших) в медицинское учреждение, обязан сообщить там свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства, предъявив водительское удостоверение или другой документ, удостоверяющий личность, и свидетельство о регистрации транспортного средства, и возвратиться к месту дорожно-транспортного происшествия;

предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к дорожно-транспортному происшествию, в случае необходимости освобождения проезжей части дороги и (или) доставки потерпевшего (потерпевших) на своем транспортном средстве в медицинское учреждение;

записать фамилии и адреса очевидцев дорожно-транспортного происшествия, сообщить о случившемся в органы милиции и ожидать прибытия работников Государственной автомобильной инспекции;

принять все возможные меры к сохранению следов дорожно-транспортного происшествия, их ограждению и организации объезда места дорожно-транспортного происшествия.

65. Водителю, являющемуся участником дорожно-транспортного происшествия, запрещается:

  • перемещать транспортное средство и предметы, имеющие отношение к дорожно-транспортному происшествию;
  • употреблять алкогольные напитки, наркотические средства, психотропные или токсические вещества до прохождения проверки (освидетельствования) на предмет определения, находится ли водитель в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных или токсических веществ.

СОГЛАСОВАНО                                                         Руководитель структурного

Инженер по охране труда                                            подразделении(разработчика)

управления (отдела)                                                     зам. директора по АХР    

______________(Ф.И.О.)                                             __________________ Ф.И.О.

              Утвержденные инструкции по охране труда регистрируются специалистом по охране труда или специалистом, на которого возложены эти обязанности в Журнале регистрации  инструкций по охране труда, им присваивается порядковый номер, который затем проставляется на тексте инструкции по охране труда,  в журнале указывается конкретный  плановый срок пересмотра инструкций.

       ЖУРНАЛ
 регистрации инструкций по охране труда

№ п/п

Наименование инструкции

Дата утверждения

Обозначение (номер), присвоенное инструкции

Плановый срок проверки инструкции

Должность, фамилия, инициалы лица, зарегистрировавшего инструкцию

Подпись лица, зарегистриро-

вавшего инструкцию

Примеча-ние

1

2

3

4

5

6

7

8

 1.

Инструкция по охране труда для сто рожа

18.09.

2009г.

       № 1

 18.09.2012г.   

Делопроизводитель

Шадуро Е.Т.

 2.

Инструкция по охране труда для дворника

28.09.

2009г.

       № 2

 28.09.2014г.

Делопроизводитель

Шадуро Е.Т.

              Журнал должен быть прошит, страницы пронумерованы, на последней странице скреплены печатью, подписью руководителя (с расшифровкой: Директор школы ________ Куприян М. А.) и сделана запись о количестве прошитых и пронумерованных листов. В журнале не допускается пропускать строчки, вместо текста ставить знаки повтора.

              Инструкции пересматриваются не реже 1 раза в 5 лет, а инструкции для работ с повышенной опасностью,  пересматриваются не реже 1 раза в 3 года.

              С этой целью на основании типового перечня работ с повышенной опасностью (приложение 1 к постановлению  МТ и СЗ РБ № 175 от 28.11.2008г. «Инструкция о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда») руководитель утверждает по согласованию с профкомом Перечень работ с повышенной опасностью.

Образец

СОГЛАСОВАНО                                                             УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания                                                      Приказ  от           №

профсоюзного комитета               

от                        №______ 

Перечень

работ с повышенной опасностью

1. Работа в действующих электроустановках.

2. Строительные, строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы.

3. Работы с применением ручных пневматических и электрических машин и инструмента (кроме пневматического инструмента, используемого при механосборочных работах на конвейерах сборки).

4. Работы с опасными веществами (воспламеняющимися, окисляющимися, горючими, взрывчатыми, токсичными, высокотоксичными).

5. Эксплуатация, испытания и ремонт агрегатов и котлов, работающих на газе, твердом и жидком топливе, другого теплоэнергетического оборудования, а также трубопроводов пара и горячей воды.

6.  Эксплуатация, испытания и ремонт сосудов, работающих под давлением.

7. Работы, выполняемые с применением токсичных, взрыво- и пожароопасных материалов при подготовке поверхностей к окрашиванию, окрашивании, сушке и обработке окрашенных поверхностей.

8. Эксплуатация, ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, самоходных сельскохозяйственных машин и гусеничных тракторов.

9. Кровельные и другие работы на крыше здания.

10. Работы на высоте.

11. Эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт центрифуг.

12. Работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту водопроводно-канализационных сооружений и сетей.

13. Охрана объектов любых форм собственности.

14. Деревообрабатывающее производство.

15. Обслуживание отдельных видов животных (быков, собак, кабанов, жеребцов и других), работа с дикими зверями.

16. Обработка металлов резанием с использованием металлообрабатывающего оборудования.

       ___________________________________________________________________

      Прим.: Из данного перечня выбираются и утверждаются приказом руководителя только те работы, которые применяются в конкретном учреждении.

______________________________________________________________________

      После регистрации инструкций по охране труда они выдаются работникам. Выдача инструкций по охране труда работникам регистрируется в Журнале учета выдачи инструкций по охране труда. Работник, получивший инструкцию по охране труда, подтверждает ее получение собственноручной подписью в журнале. На тексте инструкции по охране труда подпись работника не ставится.

ЖУРНАЛ
 учета выдачи инструкций по охране труда

Дата выдачи инструк-ции

Обозначение (номер) инстру-ции

Наименование инструкции

Структурные подразделения (работающие), получившие инструкцию

Количество выданных инструкций

Должность, фамилия и инициалы получателя инструкции

Подпись получателя инструкции

Примеча-ние

1

2

3

4

5

6

7

8

      У руководителя  учреждения должен храниться перечень инструкций по охране труда по всем профессиям и видам работ, а также контрольный комплект этих инструкций.  

       У   руководителя структурного подразделения (заместителя по учебной работе, заместителя по административно-хозяйственной работе и др.) должен быть в наличии перечень инструкций по охране труда по всем профессиям и видам работ, действующих в структурном подразделении и   контрольный комплект этих инструкций.  

После внедрения системы управления охраной труда согласно СТБ 18001-2009 к инструкция м по охране труда прилагаются карты выявления опасностей, оценки и управления рисками.

Инструкции по охране труда, выданные работникам,  должны располагаться на видном и доступном месте.

Согласно Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ  от 28.11.2008 №176,  периодически проводится проверка инструкций по охране труда.

П. 49 установлена периодичность проверки: не реже одного раза в пять лет, а для работ с повышенной опасностью - не реже одного раза в три года.

Если в течение указанных сроков условия труда на рабочих местах и требования нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, использованных при составлении инструкции, не изменились, то приказом по организации действие инструкции по охране труда продлевается на следующий срок,  о чем делается запись: «Срок действия продлен. Приказ от __ № __» на первой странице инструкции.

Образец

П Р И К А З

05 марта  2013  № ___

О проверке инструкций по охране труда

Во исполнение п. 49  Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ  от 28.11.2008 №176,  

ПРИКАЗЫВАЮ:

Заместителям директора по учебной и хозяйственной работе (Касперчик И.В., Станчик В.Т.) произвести проверку инструкций по охране труда,  срок действия которых истекает 28 марта 2013 года.

 Итоги проверки инструкций по охране труда представить руководителю к 20.03.2013г.

Директор                                                                       Ф.И.О.

Ознакомлены:

Образец

П Р И К А З

28 марта  2013  № ___

О продлении срока действия  инструкций по охране труда

В соответствии п. 50  Инструкции о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь   от 28.11.2008 №176,  по согласованию с профсоюзным комитетом (протокол № 3 от 27.03.2013г.)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Продлить на очередной срок действие инструкций по охране труда:

-для сторожа № 1,

- рабочего по комплексному обслуживанию и ремонту зданий и сооружений № 15,

-для водителя № 16,

- для повара № 18,

-при эксплуатации шкафов электрических жарочных № 19,

- при эксплуатации электромясорубки № 20

- … (перечисляются  все инструкции по охране труда, срок действия которых продлевается).

2. Делопроизводителю (Ф.И.О.) произвести соответствующие отметки в журнале регистрации инструкций по охране труда.

Директор                                                                                           Ф.И.О.

Образец

       ЖУРНАЛ
 регистрации инструкций по охране труда

№ п/п

Наименование инструкции

Дата утверждения

Обозначение (номер), присвоенное инструкции

Плановый срок проверки инструкции

Должность, фамилия, инициалы лица, зарегистрировавшего инструкцию

Подпись лица, зарегистриро-

вавшего инструкцию

Примеча-ние

1

2

3

4

5

6

7

8

 1.

Инструкция по охране труда для сторожа

28.03.

2010г.

       № 1

28.03.2013г. 

28.03.2016г. 

Делопроизводитель

Шадуро Е.Т.

Пр. №__

от 28.03.

2013г.

 2.

Инструкция по охране труда для дворника

28.03.

2010г.

       № 2

 28.03.2015г.

Делопроизводитель

Шадуро Е.Т.

Образец

СОГЛАСОВАНО                                      УТВЕРЖДЕНО

Протокол   заседания                                Приказ №______ от ___________

профсоюзного комитета

№ 3 «25» марта 2010 г.  

 Протокол заседания ПК                          Срок действия продлен    

 № 3 от 27.03.2013г.                                   Приказ № __ от 28.03.2013г.       

Инструкция

по охране труда для сторожа

№ 1

5. Инструктажи работающих по охране труда.

 Инструктажи работающих должны проводиться в соответствии с «Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда», утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175.

По характеру и времени проведения инструктаж по охране труда подразделяют на:

вводный;

первичный;

повторный;

внеплановый;

целевой.

       Вводный инструктаж по охране труда проводится со всеми принятыми на работу в день приема по программе, разработанной в соответствии с  типовым перечнем вопросов вводного инструктажа по охране труда (приложение № 6 постановления МТ и СЗ РБ № 175 от 28.11.2008 г.).

Образец.

СОГЛАСОВАНО                                                                 УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания                                                     Приказ от________ №____         

профсоюзного комитета                                              

от                                 № ____                                                              

ПРОГРАММА (ИНСТРУКЦИЯ)

ВВОДНОГО ИНСТРУКТАЖА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

  1. Сведения об организации, характерные особенности производства.

Указывается специфика работы учреждения: тип учреждения, особенности расположения зданий и помещений, количество учащихся, работников, особенности контингента; направления работы, достижения коллектива и т.п.

(Первый пункт расшифровывается в конкретном учреждении).

2.На территории учреждения (организации) работники обязаны  соблюдать трудовую дисциплину,  правила внутреннего трудового распорядка, правила производственной санитарии, поддерживать чистоту и порядок.

3.Работа учреждения по охране труда организуется в соответствии с  Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «Об охране труда», Трудовым кодексом Республики Беларусь, Гражданским кодексом  Республики Беларусь, другими нормативными правовыми актами, в том числе, локальными.

Локальные нормативные правовые акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством Республики Беларусь.

3. Отношения нанимателя (уполномоченного должностного лица) и работника строятся на основании трудового договора, который заключается в письменной форме. Трудовой договор – это соглашение между нанимателем и работником, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной специальности в соответствии квалификацией и должностными обязанностями, а наниматель обязуется обеспечить здоровые и безопасные условия труда и выплачивать заработную плату.

3.1.Трудовой договор может заключаться на:

  • неопределенный срок;
  • определенный срок не более 5 лет (разновидностью срочного трудового договора является контракт);
  • на время выполнения определенной работы;
  • на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника;
  • на время выполнения сезонных работ.

 Рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять трудовые обязанности.

К рабочему также относится время работы, выполняемой по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени: сверхурочная работа, работа в государственные праздники и выходные дни  и т.п.

Нормирование продолжительности рабочего времени осуществляется нанимателем с учетом ограничений, установленных Трудовым кодексом Республики Беларусь и коллективным договором.

Время отдыха – время, в течение которого работник не занят на работе и может использовать его по своему усмотрению. К нему относится:

  • обеденный перерыв – время для отдыха и питания продолжительностью не менее 20 минут и не более двух часов;
  • ежедневный отдых – перерыв в работе в период после окончания рабочей смены  и до ее начала в следующий рабочий день;
  • еженедельный отдых (выходные дни) – время после окончания работы в последний рабочий день недели и до начала работы в начале следующей недели; выходные дни предоставляются не позднее чем за шесть рабочих дней подряд; продолжительность еженедельного непрерывного отдыха должна быть не менее 42 часов;
  • праздничные дни – дни отдыха, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими:
  • отпуск- время трудового отпуска.

Законодательством предусмотрены юридические гарантии для женщин и лиц, не достигших 18 лет. Запрещено отказывать в приеме на работу и увольнять женщин по мотивам, связанных с беременностью. Наниматель обязан переводить беременных женщин на легкую работу в соответствии с медицинским заключением с сохранением среднего заработка. Наниматель обязан с момента установления беременности перевести женщин, работа которых связана с работой на ЭВМ, на иную, не противопоказанную ей работу.

Запрещается привлечение к работам в ночное время, к сверхурочным работам, работам в праздничные и выходные дни, направление в служебную командировку беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Для лиц, моложе 18 лет предусмотрены  следующие гарантии:

  • принимаются на работу только после предварительного медицинского обследования;
  • ежегодно полежат обязательному медицинскому осмотру.

Ежегодные обязательные медицинские осмотры несовершеннолетних проводятся в рабочее время с сохранением среднего заработка. Запрещается привлечение  работников моложе 18 лет к ночным, сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни. Трудовые отпуска им предоставляются в летнее время  или по их желанию в любое удобное время года.

На работника учреждения образования, обучающегося в среднем специальном или высшем учебном заведении, распространяются льготы, предусмотренные коллективным  договором.

В учреждении принят коллективный договор (КД) между нанимателем и профсоюзным комитетом. (Знакомство с текстом КД).

За работу в неблагоприятных условиях труда работникам положены льготы и компенсации, предусмотренные Трудовым Кодексом и коллективным договором (приложения № 3-10).

3.2.Работник обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка учреждения образования, которые разработаны в соответствии со ст.195 Трудового Кодекса Республики Беларусь. За нарушение Правил внутреннего трудового распорядка к работнику могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение. (Знакомство с Правилами внутреннего трудового распорядка по тексту документа).

3.3.Организация работы по управлению охраной труда, проведению контроля за соблюдением законодательства об охране труда в учреждении  осуществляется на основании Трудового Кодекса Республики Беларусь (ст. 221-227), Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда», Типовой инструкцией о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации», утв. Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь 26.12.2005 г. № 159, Положения о системе управления охраной труда в государственном учреждении образования  «___________________».

Для работников административно-педагогического персонала по согласованию с профсоюзным комитетом разрабатываются должностные обязанности по охране труда, для работников обслуживающего  персонала – инструкции по охране труда на все виды работ и профессии.

Наниматель обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе:

  • безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, технологических процессов;
  • условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям техники безопасности и производственной санитарии;
  • организацию  в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;
  • режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;
  • выдачу работникам, занятым на производстве с вредными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств  в соответствии с установленными нормами;
  • постоянный контроль за соблюдением нормативных актов по охране труда;
  • постоянный контроль за уровнями опасных и вредных производственных факторов;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
  • подготовку (обучение), инструктажи, повышение квалификации т проверку знаний работников по вопросам охраны труда;
  • проведение обязательных предварительных  (при поступлении на работу) и периодических в течение трудовой деятельности медицинских осмотров работников;
  • информирование работников  о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;
  • расследование и учет  несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, разработку и реализацию мер по их профилактике;
  • осуществлять обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с действующим законодательством;
  • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в том числе на выплату единовременного пособия работнику, утратившему трудоспособность;
  • пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в сфере охраны труда;
  • выделение в необходимых объёмах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективным договором мероприятий по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшению условий труд, санитарно-бытового, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников;
  • беспрепятственный допуск представителей соответствующих органов имеющих на то право к проведению проверки, предоставление им достоверной информации по охране труда в пределах их компетенции;
  • отстранение от  выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день работника, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ;
  • назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.

Работник обязан:

  • соблюдать требования соответствующих инструкций, правил и других нормативных правовых актов по охране труда, безопасной эксплуатации машин, оборудования и других средств производства, а также правил поведения на территории учреждения, в производственных, вспомогательных и бытовых помещениях;
  • выполнять нормы и обязательства по охране труда, предусмотренные трудовым договором, соглашением, коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка;
  • правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случаях их отсутствия незамедлительно уведомить об этом непосредственного руководителя;
  • проходить в установленном порядке предварительные при поступлении на работу  и периодические медицинские осмотры, обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;
  • оказывать содействие и сотрудничать с нанимателем в деле обеспечения здоровых и безопасных условий труда, немедленно сообщать непосредственному руководителю о любой  ситуации,  угрожающей  здоровью и жизни работающего и окружающих,  несчастном случае, произошедшем на производстве,   об ухудшении состояния своего здоровья, оказывать содействие нанимателю по принятию мер для оказания необходимой помощи потерпевшим и доставки их в организацию здравоохранения.

Каждый работник имеет право на:

  • рабочее место, соответствующее правилам охраны труда, защищенное от воздействия опасных и (или) вредных производственных факторов;
  • обучение (инструктирование) безопасным методам и приемам работы;
  • обеспечение необходимыми средствами коллективной и индивидуальной защиты;
  • получение от нанимателей или государственных и общественных органов достоверной информации о состоянии техники безопасности и условий труда на рабочем месте, а также о принимаемых мерах по их улучшению;
  • проведение проверок на его рабочем месте соответствующими органами, имеющими на то право, в том числе по запросу работника с его участием;
  • отказ от выполнения порученной работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его или окружающих до устранения этой опасности, а также при непредоставлении  ему средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

 Для обеспечения безопасности труда и предупреждения профессиональных заболеваний наниматель обязан организовать проведение предварительных  (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности)  медицинских осмотров работников, занятых на работах  с вредными условиями труда или на работах, где есть необходимость в профессиональном отборе.

На время прохождения медицинского осмотра за работником сохраняется его место работы и средний заработок.

 Работник подлежит обязательному социальному страхованию, в том числе от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

       Лица, нарушившие требования по охране труда, несут дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

        4. В процессе работы на работающего возможно воздействие неблагоприятных  и опасных производственных факторов, которые могут привести к несчастному случаю или профессиональному заболеванию.

Для  учреждения образования  характерны следующие неблагоприятные и опасные производственные факторы: подвижные части производственного оборудования, повышенная или пониженная температура поверхностей оборудования, материалов, повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание, которое может пройти через тело человека; острые кромки, заусеницы, шероховатость на поверхности заготовок, инструментов, оборудования; химические факторы; биологические факторы; нервно-психические перегрузки, самопроизвольное движение транспортных средств.

5. С целью защиты работающих от воздействия неблагоприятных факторов наниматель обязан бесплатно выдать спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 сентября 2006 г. № 110 «Типовые нормы бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты работникам общих профессий  и должностей» и приказом Министерства образования Республики Беларусь от 24 ноября 1999 г № 696 «Отраслевые нормы выдачи средств индивидуальной защиты рабочим и служащим учебных заведений, учреждений, организаций и предприятий системы Министерства образования Республики Беларусь» (с дополнениями от 13.11.2000 г. № 50).

Выдаваемые средства индивидуальной защиты (СИЗ) должны соответствовать характеру  и условиям работы  и обеспечивать безопасность  труда.

Выдача СИЗ отмечается в личной карточке учета выдачи СИЗ установленной формы.

6. На работах, связанных с загрязнением кожных покровов, работники бесплатно обеспечиваются смывающими и обезвреживающими средствами в соответствии с постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 г. № 208 «О  нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами»

7. В учреждениях образования несчастные случаи наиболее часто происходят с работниками пищеблоков при обслуживании оборудования или перемещении емкостей с горячими жидкостями, учителями физической культуры в процессе демонстрации приемов, учителями трудового обучения и рабочими по комплексному обслуживанию зданий и сооружений при работе на станках.

8. Порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве определяется постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.01.2004 № 30 « Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

       В соответствии с настоящими Правилами расследуются несчастные случаи, в результате которых работники получили травмы, в том числе тепловые удары, ожоги, поражения электрическим током, молнией, излучением, телесные повреждения, причиненные другими лицами, а также полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций и иные повреждения здоровья, повлекшие за собой необходимость перевода потерпевшего на другую работу, временную (не менее одного дня) утрату им трудоспособности либо трудовое увечье, происшедшие в течение рабочего времени, во время дополнительных специальных перерывов и перерывов для отдыха и питания, в периоды времени до начала и после окончания работ, при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные дни, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими:

 - на территории  нанимателя, страхователя или в ином месте работы, в том числе в командировке, а также в любом другом месте, где потерпевший находился в связи с работой либо совершал действия в интересах нанимателя, страхователя;

 - во время следования к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном нанимателем, страхователем;

 - на личном транспорте, используемом с согласия или по распоряжению (поручению) нанимателя, страхователя в их интересах;

 - на транспорте общего пользования или ином транспорте, а также во время следования пешком при передвижении между объектами обслуживания либо выполнении поручения нанимателя, страхователя;

 - при выполнении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий.

9. При несчастном случае на производстве работники принимают меры по предотвращению травмирующих факторов на потерпевшего, оказанию ему первой доврачебной помощи, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения.

О каждом несчастном случае (происшествии) работники немедленно докладывают должностному лицу учреждения (руководителю, заместителям).

10. Гигиена труда изучает воздействие трудового процесса и производственной среды на организм работающих с целью разработки  соответствующих гигиенических нормативов и мероприятий. Цель этих усилий – создание более благоприятных условий труда, обеспечение здоровья и высокого уровня трудоспособности работающих.         Перечень действующих санитарных норм, правил и гигиенических нормативов насчитывает более 130 документов.

Личной гигиеной называют гигиену режима личной жизни, быта, труда и отдыха. Каждый человек должен соблюдать гигиенические правила поведения как в быту, так и во время трудовой деятельности. Нарушения правил личной гигиены могут сказаться на здоровье не только нарушителя, но и окружающих.

Нарушения правил личной гигиены работниками общественного питания, образования может явиться причиной вспышек пищевых отравлений или распространения инфекционных заболеваний.

11. В соответствии с «Положением о гражданской обороне Республики Беларусь» (Постановление СМ РБ № 659 от 09.06.97 г.) в учреждениях образования создают штабы гражданской обороны. На гражданскую оборону школы возлагаются задачи: защита учащихся и постоянного состава от последствий стихийных и экологических бедствий, крупных аварий и катастроф, применения современных средств поражения в военное время; создание и поддержание в готовности органов управления ГО, обеспечивающих устойчивое руководство мероприятиями ГО в сложных условиях обстановки; специальная подготовка руководящего состава невоенизированных формирований ГО, обучение работающих и учащихся способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях мирного времени и военного времени.

 В учреждении образования должны соблюдаться правила пожарной безопасности. Запрещается захламление помещений, выходов и проездов. Все выхода должны быть свободны. Нельзя использовать горючие вещества в помещениях. В случае обнаружения возгорания или задымления работник учреждения образования обязан:

- немедленно сообщить о пожаре в пожарную часть по тел.101, при этом четко назвать адрес учреждения, место пожара, свою должность и фамилию, а также сообщить о наличии в здании людей;

- задействовать систему оповещения о пожаре;

- приступить самому и привлечь других лиц к эвакуации воспитанников наружу здания;

- известить о пожаре руководителя или заменяющего его работника;

- организовать встречу пожарных подразделений, приступить к тушению пожара имеющимися средствами пожаротушения.

Работники учреждения обязаны уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему до прибытия медработников.

Разработчик _______________________

                                                                                                                                  (Должность, подпись, ФИО)

Регистрируется в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда.  

    (наименование организации)

ЖУРНАЛ

регистрации вводного инструктажа по охране труда

Начат _________________

Окончен _______________

Последующие страницы


п/п

Дата проведения вводного инструктажа по охране труда

Фамилия, имя, отчество лица, прошедшего вводный инструктаж по охране труда

Профессия (должность) лица, прошедшего вводный инструктаж по охране труда

Наименование места работы (структурного подразделения)

Фамилия, имя, отчество должностного лица, проводившего вводный инструктаж по охране труда

Должность лица, проводившего вводный инструктаж по охране труда

Подпись

должностного лица, проводившего вводный инструктаж по охране труда

лица, прошедшего вводный инструктаж по охране труда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Журнал должен быть прошит, страницы пронумерованы, на последней странице скреплены печатью, подписью руководителя с расшифровкой и сделана запись о количестве прошитых и пронумерованных листов. В журнале не допускается пропускать строчки, вместо текста ставить знаки повтора.

 Проводит вводный инструктаж инженер по охране труда (в учреждениях, где имеется такая должность), руководитель, либо лицо, назначенное приказом руководителя.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте проводится в день, когда работник приступает к работе,   и регистрируется в Журнале регистрации инструктажа по охране труда.

  

                                                                   

                                                                                                                                        

Журнал регистрации инструктажа по охране труда

Обложка

______________________________________________________________________

(наименование организации)

ЖУРНАЛ

регистрации инструктажа по охране труда

______________________________________________________________________

(наименование структурного подразделения организации

______________________________________________________________________

(цех, участок, отдел, лаборатория)

Начат _________________

Окончен _______________

Последующие страницы


п/п

Дата проведения инструктажа по охране труда

Фамилия, инициалы лица, прошедшего инструктаж по охране труда

Профессия (должность лица, прошедшего инструктаж по охране труда)

Вид инструктажа по охране труда

Причина проведения внепланового, целевого инструктажа по охране труда

Названия документов или их номера

Фамилия, инициалы должностного лица, проводившего инструктаж по охране труда

Подпись

Стажировка на рабочем месте

Знания проверил, допуск к работе произвел (подпись руководителя организации (структурного подразделе-

ния), дата)

лица, прошедшего инструктаж по охране труда

должностного лица, проводившего инструктаж по охране труда

количество рабочих дней (число, с __ по __)

стажировку прошел (подпись лица, прошедшего стажировку)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Первичный и повторный инструктаж проводят по инструкциям по охране труда для данной профессии или вида работ.

Первичный и повторный инструктаж можно  не проводить с лицами, которые не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью).

С этой целью составляется с участием профсоюза и утверждается руководителем учреждения образования Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного и повторного инструктажа на рабочем месте.

Образец

СОГЛАСОВАНО                                                   УТВЕРЖДЕНО

Протокол заседания                                            Приказ  от           №

профсоюзного комитета               

от                        №______ 

Перечень

профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного и повторного инструктажа на рабочем месте

  1. Библиотекарь
  2. Бухгалтер
  3. Воспитатель
  4. Врач
  5. Делопроизводитель
  6. Главный бухгалтер
  7. Заместитель главного бухгалтера
  8. Директор
  9. Заведующий детским дошкольным учреждением
  10. Заведующий библиотекой
  11. Заведующий учебно-методическим кабинетом
  12. Заведующий приютом
  13. Заведующий отделом
  14. Заведующий фильмотекой
  15. Заведующий хозяйством
  16. Заместитель руководителя учреждения
  17. Инженер-строитель
  18. Инспектор по кадрам
  19. Инструктор-методист учебно-спортивного учреждения
  20. Инструктор по лечебной физкультуре
  21. Классный воспитатель
  22. Концертмейстер
  23. Культорганизатор
  24. Методист
  25. Музыкальный руководитель
  26. Начальник группы централизованного хозяйственного обслуживания
  27. Начальник лагеря
  28. Педагог-организатор
  29. Педагог-психолог
  30. Педагог социальный учреждения образования
  31. Руководитель группы
  32. Руководитель студии эстрадной песни
  33. Руководитель физического воспитания
  34. Старший тренер
  35. Секретарь учебной части
  36. Товаровед
  37. Тренер-преподаватель
  38. Учитель (кроме учителей информатики, технического и обслуживающего труда)
  39. Учитель-дефектолог
  40. Хореограф
  41. Художественный руководитель
  42. Экономист

Прим.: В случае, если рабочие места оборудованы ПЭВМ и копировально-множительной техникой, с работниками проводятся все виды инструктажа.

         Первичный и повторный инструктаж регистрируется в журнале регистрации инструктажа по охране труда с указанием номеров инструкций по охране труда, по которым проведен инструктаж.

Повторный инструктаж по охране труда проводится не реже 1 раза в шесть месяцев.

Внеплановые и целевые инструктажи по охране труда проводятся со всеми работниками и регистрируются в Журнале регистрации инструктажей по охране труда с указанием причины их проведения.

           Внеплановый инструктаж по охране труда проводится при:

принятии новых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, или внесении изменений и дополнений к ним;

изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;

перерывах в работе по профессии (в должности) более шести месяцев;

поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях.

Внеплановый инструктаж проводится также по требованию представителей специально уполномоченных государственных органов надзора и контроля, вышестоящих государственных органов или государственных организаций, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда, при нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов по охране труда.

          Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц, работающих по одной профессии (должности), выполняющих один вид работ (услуг). Объем и содержание инструктажа определяются в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Примечание: В связи с переработкой инструкций по ОТ необходимо провести внеплановый инструктаж по ОТ по текстам новых инструкций.

       Целевой инструктаж по охране труда проводят при:

      *выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и другие);

      *ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

      *производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;

      *проведении экскурсий в организации.

        При проведении внепланового и целевого инструктажа по охране труда в журнале регистрации инструктажа по охране труда указывается причина его проведения.

       Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит лицо, на которое руководителем учреждения возложены данные обязанности, как правило, непосредственный руководитель работника.    Инструктаж по охране труда завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы лицом, проводившим инструктаж.

Далее <---

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.