Презентация "Как выбрать профессию. Профориентация"
В презентации представлены основные понятия, связанные с профессиональным выбором, самоопределением.
<iframe allowfullscreen="true" frameborder="0" height="450" mozallowfullscreen="true" scrolling="no" src="https://docs.google.com/presentation/d/1N5-rN4vbGvJ-wWfWU8ID7ZK52F7uZpFma1JkHltbFHg/embed?start=true&loop=false&delayms=3000" webkitallowfullscreen="true" width="650"></iframe>
Полезные ссылки
На этом Web-сайте Вы сможете получить исчерпывающую информацию о деятельности института, ознакомиться с документами, регламентирующими вступительную кампанию, оперативно узнать результаты репетиционного и централизованного тестирования. На этом сайте размещены сведения о сборниках и методических пособиях, которые помогут Вам подготовиться к централизованному тестированию. Кроме того, Вы всегда получите квалифицированные ответы на интересующие Вас вопросы. Материалы сайта помогут Вам разобраться в потоке информации, связанной со вступительной кампанией. |
Абитуриент.by - система информационно-педагогической поддержки старшеклассников. Структура веб-сайта «Абитуриент» обеспечивает возможность просмотра мониторинга вступительной кампании в конкретном вузе, возможность просмотра мониторинга вступительной кампании по конкретной специальности для всех вузов, в которых по ней ведется подготовка. |
KudaPostupat.by — электронный справочник абитуриента РБ ˗ ВУЗы и ССУЗы РБ: удобнейший поиск, проходные баллы, новости, все о РT и ЦТ, «справочное бюро», дни открытых дверей, словарь «профессии и специальности» и пр. |
Темперамент и выбор профессии
Сангвинический тип темперамента характеризуется энергией и большой работоспособностью, ему подходит работа, в которой много разнообразия, которая постоянно ставит пред ним новые задачи. Он готов все время действовать и что-то организовывать, поэтому ему подходят руководящие должности. Работая, он может легко сосредоточиться и так же легко переключиться с одной работы на другую, но не способен вникать в детали и не переносит однообразия.
Холерик отличается вспыльчивостью и порывистостью, работу выполняет с большим внутренним напряжением, очень энергично, полностью отдаваясь своей деятельности, однако свою огромную энергию распределяет неравномерно, поэтому ему подходит цикличная деятельность, периодически требующая большой, но периодической затраты энергии, связанная с напряжением и опасностью, чередующая с более спокойной деятельностью.
Флегматик спокоен и уравновешен, он упорный и старательный работник, однако только в области, к которой он привык. Ему не подходит работа, отличающая разнообразием, зато монотонная деятельность (например, работа на конвейере) трудности для него не представляет. Он работает неторопливо, но может достичь хороших результатов благодаря своей твердыне, настойчивости и продуманной организации своего труда.
Меланхолика характеризует низкий порог ощущения и повышенная чувствительность к внешним раздражителям. У него низкая работоспособность, он не хочет брать на себя обязательства, боится, что не сумеет их выполнить. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.
Памятка: «Профориентация в школе»
Никто не будет спорить с утверждением, что одной из самых главных проблем современного человека является проблема выбора. Нам приходится выбирать постоянно: сегодняшнее общество построено на многообразии и вариативности. Есть ситуации, когда ошибка в выборе будет иметь далеко идущие последствия и может отразиться на всей дальнейшей жизни. Одна из таких ситуаций: определение человеком своего дела, или профессии.
Сегодняшним молодым людям очень сложно. Им приходится выбирать из большого числа современных специальностей
Конечно, не существует какого-то абсолютно надежного и верного способа определения склонностей и способностей человека и соответствующего им способа заработка. Но есть ряд факторов, которые следует учитывать, и ряд советов специалистов, которые помогут молодым людям свести вероятность ошибки к минимуму.
Все ошибки, допускаемые при выборе профессии, специалисты делят на три группы:
- незнание самого себя;
- незнание мира профессий;
- незнание правил выбора профессии.
Как же избежать ошибок и принять окончательное и, главное, верное решение?
Чтобы познать самого себя, вам необходимо изучить:
– Свое здоровье
– Интересы и склонности
– Способности, знания и умения
Некоторые человеческие особенности, например, интересы или склонности, характеризуются непостоянством, изменчивостью. Но существует другой тип индивидуальных характеристик. Они довольно устойчивы, и изменить их практически нельзя. Их влияние очень ощутимо в деятельности и во взаимоотношениях с окружающими. К ним относятся, например, черты, связанные с индивидуальными особенностями нервной системы. Чтобы разобраться с тем, какими психофизиологическими и психологическими качествами обладает человек, сегодня существуют различные диагностические методики.
Информацию можно получить из специализированной литературы, СМИ, Интернета. Кроме того, вы можете побеседовать со следующими людьми:
- психологами-профконсультантами,
- школьным психологом,
- преподавателями профессиональных учебных заведений,
- школьными учителями,
- специалистами тех профессий, которые Вас интересуют,
- родителями, родственниками и знакомыми.
7 шагов к решению
Задача родителей – не навязывать подростку уже готовое решение, а помочь ему определиться самому. Как это сделать?
Формула выбора профессии
Существует «формула» выбора профессии, которая в обобщенном виде показывает, как сделать оптимальный выбор.
Семь шагов к взвешенному решению
Формула состоит из семи последовательных шагов, которые необходимо сделать для того, чтобы прийти к определенному решению в выборе профессии.
Шаг 1. Составить список подходящих профессий.
Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.
Шаг 2. Составить перечень требований выбираемой профессии.
Составьте список своих требований:
– выбираемая профессия и будущий род занятий;
– выбираемая профессия и жизненные ценности;
– выбираемая профессия и жизненные цели;
– выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы;
– выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
– желательный уровень профессиональной подготовки;
– выбираемая профессия и мои склонности и способности;
– желательные содержание, характер и условия работы.
Шаг 3. Определить значимость каждого требования
Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
Шаг 4. Оценить своё соответствие требованиям каждой из подходящих профессий
Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.
Шаг 5. Подсчитать и проанализировать результаты
Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.
Шаг 6. Проверить результаты
Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите своё решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
Шаг 7. Определить основные практические шаги к успеху
Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.
Что нужно знать о здоровье, выбирая профессию?
Все мы знаем, что проблема профессионального самоопределения является сложной в жизни каждого молодого человека, однако особенно труден выбор профессии для лиц, имеющих хронические заболевания или отклонения в состоянии здоровья. Это связано как с неосведомленностью многих подростков о необходимости учитывать состояние здоровья при выборе профессии и наличии каких-либо законодательных ограничений при этом, так и c переоценкой своих сил и возможностей, нежеланием считаться с имеющимися нарушениями здоровья как причиной этих ограничений. Кроме того, многие молодые люди недостаточно осведомлены о санитарно-гигиенических особенностях труда в разных, в том числе и наиболее массовых профессиях, о возможном отрицательном влиянии производственных факторов на течение имеющихся у них заболеваний и нуждаются в квалифицированной помощи врачей и физиологов. Не имея четких представлений о характере профессий, а также не учитывая состояние здоровья, многие подростки делают ошибки в своем профессиональном выборе.
С чем же связано ограничение возможности выбора профессии при наличии каких либо заболеваний? Во-первых, сама профессия предъявляет определенные требования к состоянию здоровья, и прежде всего, к анализаторам. Например, работа с мелкими деталями требует хорошей остроты зрения. Имеется также целая группа работ, при выполнении которых необходимо различение цвета, т.е. требуется сохранность функции цветоощущения. С другой стороны, известно, что любая профессиональная деятельность осуществляется в определенных производственных условиях, которые в ряде случаев оказывают отрицательное влияние на организм и могут привести к обострению имеющихся заболеваний. К неблагоприятным производственным факторам относятся большие физические нагрузки, вынужденная рабочая поза, значительное нервно-психическое напряжение, неблагоприятный микроклимат (высокие или низкие температуры, повышенная влажность), пыль, шум, вибрация, токсические вещества.
Для того, чтобы помочь молодым людям, имеющим хронические заболевания или функциональные отклонения в состоянии здоровья, правильно выбрать профессию и избежать негативного влияния производственных факторов на организм, в РЦПОМ осуществляется профессиональное консультирование, включающее подбор профессий и специальностей для профессионального обучения с учетом состояния здоровья.
Ниже приводится примерный перечень противопоказанных факторов производственной среды и трудового процесса, влияние которых необходимо учитывать при выборе профессии подросткам, имеющим хронические заболевания и отклонения в состоянии здоровья.
Болезни |
Противопоказанные факторы производственной среды и трудового процесса |
органов дыхания |
неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия (повышенные температура, влажность, давление воздуха, пониженная температура), пыль, токсические вещества раздражающего и сенсибили-зирующего действия, значительное нервно-эмоциональное и физическое напряжение |
сердечно-сосудистой системы |
выраженное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, предписанный темп работы, длительная ходьба, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические факторы, токсические вещества, повышенные уровни шума и вибрации, работа на высоте |
нервной системы |
значительное физическое и нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, контакт с токсическими веществами, повышенная опасность травматизма, шум, вибрация |
органов пищеварения |
значительное физическое напряжение, токсические вещества, шум, вибрация, неблагоприятные метеорологические и микроклиматические условия, вынужденное положение тела, связанное с напряжением брюшного пресса, невозможность соблюдения режима питания |
почек |
значительное физическое напряжение, неблагоприятные микроклиматические и метеорологические условия, вынужденная рабочая поза, воздействие вибрации, контакт с токсическими веществами, невозможность соблюдения режима питания |
костно-мышечной системы |
значительное физическое напряжение (подъём и переноска тяжестей), длительное пребывание на ногах, длительное фиксированное положение тела с отсутствием возможности перемены положения для снятия напряжения с группы длинных мышц спины |
органа зрения |
работа, связанная с повышенным напряжением зрения, вынужденная (резко согнутая) рабочая поза, значительное физическое напряжение; работы, в которых не допускается использование корригирующих очков |
органа слуха |
работа, требующая хорошего слуха; повышенные уровни интенсивности шума и вибрации |
кожи |
токсические и раздражающие кожу вещества, пыль, неблагоприятные метеорологические условия; необходимость в процессе работы постоянного увлажнения, загрязнения и охлаждения рук |
В какую профессию можно шагнуть из интереса к математике?
Специальность «Математика» имеется в восьми высших учебных заведениях Республики Беларусь. Стать преподавателем математики можно, закончив соответствующие факультеты в Белорусском государственном университете, Брестском государственном университете имени А.С.Пушкина, Гомельском государственном университете имени Франциска Скорины, Гродненском государственном университете имени Янки Купалы, Могилевском государственном университете имени А.А.Кулешова, а преподавателем математики и информатики - закончив Белорусский государственный университет имени М.Танка, Витебский государственный университет имени П.М.Машерова или Мозырский государственный педагогический университет.
Однако математики нужны не только в школах и вузах. Так, в Белорусском государственном университете на механико-математическом факультете внутри специальности «Математика» выделяется шесть направлений:
Научно-производственное
Научно-педагогическое
Научно-конструкторское
Экономическое
Информационные системы
Информационные технологии
В каждом направлении выделяются специализации: математические методы в экономике, математическая электроника, компьютерная математика, ев-программирование и Интернет-технологии и др.
Выпускников научно-производственного направления приглашают Институт математики, Институт тепломассообмена, Объединенный институт информатики Национальной Академии наук Беларуси. Студенты, которые изучают математическую электронику, востребованы на предприятии «Интеграл», в НИИ средств автоматизации, на предприятиях оборонного комплекса, многочисленных Т-кампаниях.
Математиков-экономистов с удовольствием принимают на работу многочисленные банки.
На факультете прикладной математики БГУ можно получить специальности: «Прикладная математика» (математик-программист, преподаватель математики и информатики),»Экономическая кибернетика» (математик-экономист), «Компьютерная безопасность» (специалист по охране информации .Математик),»Информатика» (математик - системный программист), «Актуарная математика» (математик-финансист).
Математика в университете - это не школьные алгебра и геометрия .В школе даются только азы математики. В вузе математика имеет ярко выраженный прикладной характер, при этом не теряет своей фундаментальности.
Сегодня на рынке труда около трех тысяч незаполненных вакансий на специалистов прикладного математического направления, в том числе и по информационным технологиям. В дальнейшем потребность в таких специалистах будет только расти.
ВНИМАНИЕ
Как развивать внимание?
- Приучайте себя внимательно работать в самых разнообразных условиях и даже в шумной и отвлекающей обстановке
- Систематически упражняйтесь в одновременном наблюдении нескольких объектов. Делать это надо так, чтобы общее восприятие объекта сохранялось достаточно хорошо, и в то же время, внимание нужно концентрировать на главном, выделяя его из второстепенного.
- Развивайте волевые качества - это способствует развитию устойчивости внимания.
- Постоянно тренируйте способность к сосредоточению, концентрации внимания. Поза, состояние мускулов связаны с вниманием.
ВАШ ЦВЕТ И ВАШ ХАРАКТЕР
Восприятие того или иного цвета может меняться с течением времени. Но в любом случае цвет, которому вы отдаете предпочтение, может многое «рассказать» о вашем характере и эмоциональном складе.
Некоторые утверждают, что так называемые холодные цвета (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и о вариациях этих состояний; теплые цвета передают собой силу, властность, активность, радость.
На этот тест нет ответов, поскольку на основе приведенных ниже определений каждый из вас может сам сделать выводы.
Белый - это синтез всех цветов, потому что он является «идеальным» цветом, «цветом мечты». В нем заложен многозначный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение любой человек независимо от характера, он никого не отталкивает.
Черный цвет противостоит белому. Это цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное ,нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, показатель того, что пессимистические настроения часто развеиваются.
Серый - любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, предпочитаемый теми, кто боится слишком громко заявить о себе. Негативное отношение к серому цвету - показатель импульсивного легкомысленного характера.
Красный - цвет страстей. Это любимый цвет человека смелого, волевого, властного, вспыльчивого, общительного. К тому же альтруиста. Люди, которых этот цвет раздражает, часто страдают комплексом неполноценности, страхом перед ссорами, склонны к уединению, стремятся к стабильности в отношениях.
Оранжевый - любимый цвет людей с хорошо развитой интуицией и страстных мечтателей. Согласно геральдике, этот цвет символизирует также лицемерие и притворство.
Коричневый цвет и все его оттенки (цвет земли) предпочитают те, кто твердо и уверенно стоит на ногах. Люди, имеющие слабость к нему, ценят традиции, семью. Он неприятен людям эгоистичным, самолюбивым, а также скрытным.
Желтый цвет символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Как правило, его любят люди общительные, любопытные, смелые, легко приспосабливающиеся к обстоятельствам и получающие удовольствие от возможности нравиться. Неприятен он обычно людям сосредоточенным, пессимистически настроенным, тем, с которыми трудно завязать знакомство.
Салатовый - цвет мизантропов и циников. Нравится он только людям властным, стремящимся навязать свою волю другим, но избегающим действовать самостоятельно, чтобы не попасть в затруднительное положение.
Розовый - это цвет жизни. Он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по самому незначительному поводу. У людей прагматичных этот цвет вызывает раздражение.
Фиолетовый цвет указывает на очень сильную эмоциональность, чувствительность, высокую духовность и деликатность. Его неприятие - признак развитого чувства долга, желания жить только настоящим. Это типичный цвет гармонично развитых людей.
Синий. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовным возвышением человека, его чистотой. Если он нравится, это свидетельствует о скромности и меланхоличности; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро и легко устает, ему крайне важны чувство уверенности в себе, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, стремящийся произвести впечатление всесильного. Но, в сущности, он - образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности.
Зеленый цвет - цвет природы, естества, весны, самой жизни. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способа самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще - любых трудностей.
ВАША ФАНТАЗИЯ
Это можно проверить, если ответить «да» или «нет» на следующие вопросы и суммировать соответствующие баллы.
Вопрос |
Да |
Нет |
1. Занимаетесь ли вы рисованием? |
2 |
1 |
2. Часто ли грустите? |
1 |
2 |
3. Когда рассказываете какой-нибудь подлинный случай, прибегаете ли к вымышленным подробностям для украшения? |
1 |
0 |
4. Проявляете ли инициативу в работе? |
2 |
1 |
5. Размашистый ли у вас почерк? |
1 |
0 |
6. Руководствуетесь ли в одежде больше собственным вкусом, чем модой? |
2 |
1 |
7. Когда скучаете на уроке, рисуете ли одни и те же фигурки? |
0 |
1 |
8. Когда слушаете музыку, возникают ли у вас образы, связанные с мелодией? |
1 |
0 |
9. Любите ли писать длинные письма? |
2 |
1 |
10. Снятся ли вам иногда необыкновенные сны? |
1 |
0 |
11. Представляете ли себе место, в которое стремитесь попасть, но знаете его только по рассказам знакомых? |
1 |
0 |
12. Часто ли плачете в кино? |
1 |
0 |
Результаты
14-16 баллов: у вас буйная фантазия. Если сумеете умело ею воспользоваться, жизнь может стать гораздо богаче и принести много радости и людям, окружающим вас.
9 -12 баллов: ваша фантазия не из самых слабых, и только от вас зависит, сумеете ли вы ее доразвить.
5 - 8 баллов: вы - реалист, не витаете в облаках.
ДИЗАЙНЕР
В настоящее время дизайнер - это проектировщик, создатель оригинальных образов, моделей, проектов. Дизайнер создает произведения искусства, предметы, необходимые в повседневной жизни, оказывает услуги в сфере быта, гармонично совмещает удобство и красоту в промышленных изделиях, бытовых приборах, мебели, интерьерах квартир, офисов, жилых массивов, ландшафтов, обеспечивая им высокие потребительские качества, привлекательность, конкурентоспособность.
Специальность дизайн имеет следующие направления:
Дизайн коммуникативный
Дизайн предметно-пространственных комплексов
Дизайн графический
Дизайн объемный
Дизайн виртуальной среды
Дизайн костюма и тканей.
Получив профессию дизайнера, ты сможешь заниматься творческой, хорошо оплачиваемой работой, получишь возможность самовыражения, сможешь работать на предприятиях машиностроения, легкой промышленности, в сфере быта, средствах коммуникации, а также заниматься предпринимательской деятельностью.
Чтобы стать хорошим дизайнером, надо:
- иметь художественный вкус, богатую фантазию и чувство меры;
- развитое пространственно-образное мышление, хорошее зрение, прекрасный глазомер, твердую руку, физическую выносливость;
- знать основы рисунка и композиции, разбираться в искусстве живописи и скульптуры, иметь навыки в графике;
- уметь видеть предметный мир сквозь призму изменения, обновления, улучшения, т.е. относиться к миру вещей как преобразователь.
Получить профессию дизайнера можно:
- на основе базового образования в Минском государственном художественном училище имени А.К.Глебова (ул.Б.Хмельницкого, 5, тел. 232-12-05);
специальность - дизайн,
направление - дизайн графический,
специализация - типографика.
- на основе общего среднего образования:
в Белорусском государственном университете:
специальности 2-70-01,2-70-02 - дизайн коммуникативный, дневная и заочная формы обучения;
специальности 2-81-01 и 2-81-02 - дизайн предметно-пространственных комплексов, дневная и заочная (платная) формы обучения.
В Белорусской государственной академии искусств:
специальность 5-09-01 - дизайн (графический), фотографика, дневная форма обучения;
специальность 5-10-01 - дизайн (коммуникативный), телереклама, дневная форма обучения;
специальность 5-11-01 - дизайн (объемный), дизайн изделий бытового потребления, дневная форма обучения;
специальность 5-12-01 - дизайн виртуальной среды, дневная форма обучения;
специальность 5-13-01 - дизайн (объемный), дизайн средств производства и транспорта, дневная форма обучения;
специальность 5-14-01 - дизайн (предметно-пространственных комплексов), дизайн интерьеров, дневная форма обучения;
специальность 5-15-01 - дизайн (объемный), дизайн мебели, дневная форма обучения.
В частном учреждении образования «Институт современных знаний имени А.М.Широкова»:
специальность 24-03-01 - дизайн, дневная форма обучения.
В Витебском государственном технологическом университете:
специальность 35-01-01 - дизайн (объемный), дневная форма обучения;
специальность 35-02-01 - дизайн (коммуникативный), дневная форма обучения;
специальность 35-03-01 - дизайн (костюма и тканей), дневная форма обучения;
специальность 35-04-01 - дизайн (предметно-пространственных комплексов), дневная форма обучения.
В Витебском государственном университете имени П.М.Машерова:
специальность 36-10-01 - дизайн (предметно-пространственных комплексов), дневная форма обучения.
КТО ВЫ? КАПИТАН? РУЛЕВОЙ? ПАССАЖИР?
-
- Я всегда чувствую ответственность за все, что происходит в моей жизни.
- В моей жизни не было бы столько проблем, если бы некоторые люди изменили свое отношение ко мне.
- Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами моих неудач.
- Иногда мне кажется, что я родился под « счастливой звездой».
- Я считаю, что алкоголики сами виноваты в своей болезни.
- Иногда я думаю, что за многое в моей жизни ответственны те люди, под влиянием которых я стал таким, какой я есть.
- Если я простужусь, предпочитаю лечиться самостоятельно, а не прибегать к помощи врача.
- Я считаю, что во вздорности и агрессивности, которые так раздражают в женщине, чаще всего виноваты другие люди.
- Считаю, что любую проблему можно решить, и не очень понимаю тех, у кого вечно возникают какие-то жизненные трудности.
- Я люблю помогать людям, потому что чувствую благодарность за то, что другие сделали для меня.
- Если происходит конфликт, то, размышляя, кто в нем виноват, я обычно начинаю с самого себя.
- Если черная кошка перейдет мне дорогу, я перехожу на другую сторону улицы.
- Я считаю, что каждый человек, независимо от обстоятельств, должен быть сильным и самостоятельным.
- Я знаю свои недостатки, но хочу, чтобы окружающие относились к ним снисходительно.
- Обычно я мирюсь с ситуацией, повлиять на которую не в состоянии.
-
Если вы хотите лучше узнать себя, ответьте на каждый из пятнадцати предлагаемых вопросов: «да», «нет», «не знаю». Это, конечно, не экзамен, но все-таки важно, чтобы вы, отвечая, не лукавили перед собой.
Интерпретация результатов
За каждый ответ «да» на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и ответ «нет» на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 поставьте себе по 10 баллов. За ответы «не знаю» по 5 баллов. Подсчитайте общее количество баллов.
100-150 баллов. Вы капитан собственной жизни, чувствуете ответственность за все, что с вами происходит, многое берете на себя, преодолеваете трудности, не преувеличивая их, не возводя в ранг жизненных проблем. Вы видите перед собой задачу и думаете над тем, как ее можно решить. Что при этом вы чувствуете, что происходит в вашей душе - для окружающих загадка.
50-99 баллов. Вы охотно бываете рулевым, но можете, если это необходимо, передать штурвал в верные руки. При оценке причин собственных трудностей вы вполне реалистичны. Гибкость, рассудительность и чуткость всегда бывают вашими союзниками. Случаются ситуации, которые никак вас не касаются, вы не несете за них никакой ответственности, и тем не менее, если это требуется, все-таки берете ответственность на себя. И вы обычно знаете, когда это нужно сделать. Вы умеете жить в добром согласии с другими людьми, не нарушая внутреннего согласия с самим собой.
До 49 баллов. Вы часто бываете пассажиром в своей жизни, легко подчиняетесь внешним силам, говоря: так сложились обстоятельства, судьба и т.п. В своих трудностях вы обвиняете кого угодно, но только не себя. Настоящая независимость кажется вам недостижимой и невозможной. Тем не менее вы умеете мирно сосуществовать с другими, не придавая значения тому, какие это люди и как они относятся к вам.
СИЛА ВОЛИ
Насколько развита воля, можно определить специальным тестом. Надо только честно ответить самому себе на следующие вопросы. За каждый ответ «да» поставьте себе 2 очка, в случае затруднительности ответа или незнания - 1 очко, если «нет» - 0.
- Способны ли вы, если надо, встать утром с постели, как бы рано это ни было?
- Каждое ли утро вы делаете зарядку?
- Стремитесь ли вы соблюдать режим дня?
- Как бы вам ни мешали, можете ли вы на занятиях не отвлекаться и делать то, что требуется?
- Осуждаете ли вы, хотя бы про себя тех, кто опаздывает или пропускает занятия. Мешает на них другим?
- Всегда ли вы выполняете домашние задания, пусть даже не самостоятельно?
- Читаете ли вы дополнительно рекомендованную литературу, если это делать не обязательно?
- Выполняете ли поручение, которое вам не совсем приятно?
- Попав в конфликтную ситуацию, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можете ли вы этого не сделать?
- Способны ли без напоминаний принимать лечение по предписанию врача?
- Есть ли у вас дни или часы, в которые любите заниматься одним и тем же делом?
- Если вы начали что-то делать, но потом поняли, что это неинтересно, доведете ли начатое до конца?
- Можете ли отказаться от самой интересной телепередачи или кинофильма, если у вас срочное и важное дело?
- Всегда ли выполняете свои обещания?
- Регулярно ли анализируете свое поведение, поступки и делаете из этого для себя определенные выводы?
А теперь подсчитайте свои очки. Их сумма и будет свидетельствовать о том, насколько вы - волевой человек.
Если набралось от 22 до 33 очков, вас можно поздравить - с силой воли все в порядке. Человек вы волевой, на вас можно положиться, вы не подведете. Но не зазнавайтесь, знайте, что иногда ваша твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим. Так что есть, над чем поработать.
Если набралось от 13 до 21 очка, сила воли развита средне. Если чувствуете, что иначе нельзя, вы действуете должным образом, но если увидите, что чего-то можно и не делать, то и не станете за это браться. Вы не берете многое на себя, но свои обещания выполняете. Если вам поручают что-то, вы выполняете, по своей инициативе лишние обязанности на себя не берете. Вы довольно дипломатичны, но не всегда тверды и упорны в достижении цели. Да и четких-то целей пока не имеете.
Если набралось 12 очков и менее, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям относитесь спустя рукава, делаете лишь то, что легче и интереснее. У вас наверняка немало неприятностей и в школе, и дома. Но это не беда, если они вас беспокоят. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте свое поведение, поступки и попытайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, надо лишь заставить самого себя. И не сомневайтесь, вы станете более волевым человеком.