Варианты проведения урока с использованием новых информационных технологий (ИКТ) и других современных средств обучения:
- демонстрация с использованием проекционных систем (телевизор, проектор), путешествие (сайты музеев)
- видеоурок, телеконференция
- компьютерное тестирование
- урок с использованием тренажеров
- лабораторная (практическая) работа
- коллективная работа в рамках телекоммуникационного проекта
Методический аспект применения компьютера на уроке учителем-предметником.
1) целесообразность применения компьютера:
- компьютер применяется там, где есть возможность автоматизировать деятельность и сэкономить время для обработки результатов (всевозможные контролирующие, тестирующие программы);
- компьютер применяется для обучения. В том числе здесь речь идет о применении всевозможных обучающих программ, к выбору которых надо подходить очень ответственно. Не все программные продукты, производимые сейчас, имеют хорошие рекомендации. Применять или нет обучающие программы, какие применять – принимает решение сам учитель. Сколько применять – в соответствии с санитарными нормами.
- применяется для демонстрации
2) исходя из целесообразности формируются подходы к организации уроков с использованием информационных технологий:
- используется один компьютер и видеопроектор как правило для демонстрации при объяснении нового материала, показа моделей, опытов, которые опасно проводить в реальной жизни;
- используется компьютерный класс. Применяется обычно для контроля знаний учащихся, когда за короткое время большое количество учеников проверяют свои знаний. Или же для обучения учащихся.
3) средства для применения на уроках
- использование готовых мультимедийных программ;
- создание собственных разработок с помощью стандартного программного обеспечения.
ЦОР- это представленные в цифровой форме:
- фотографии,
- видеофрагменты,
- текстовые документы,
- звукозаписи,
- картографические материалы,
- статические и динамические модели,
- объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования,
- символьные объекты и деловая графика,
- или иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса.
Технические средства:
- компьютер учителя и проекционная система (интерактивная доска, проектор, телевизор, документ-камера)
- компьютерный класс (стационарный, мобильный)
- Интернет
- конферент-зал (актовый зал)
Компьютер может применяться на следующих этапах урока и учебного процесса в целом:
1) этап объяснения нового материала;
2) этап первоначального закрепления материала;
3) этап контроля и проверки знаний.
Приблизительная структура урока с использованием ИТ
Урок объяснения нового материала.
1) актуализация знаний
2) объяснение нового материала с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и компакт-диск)
3) первоначальное закрепление
4) подведение итогов
Урок контроля и проверки знаний
1) творческая работа (индивидуально или по группам – написание эссе, заметки на заданную тему; обсуждение проблемы – анализ источников, документов) – 20-25 мин.
2) Компьютерное тестирование (используется компьютерный класс) – 10 мин.
3) Подведение итогов
В том случае, если класс большой, то его делят на подгруппы и схемы урока такова:
1) Первая группа – творческая работа, вторая группа – тестирование – 15 мин.
2) Вторая группа – творческая работа, первая группа – тестирование – 15 мин.
3) Подведение итогов, защита разработанного проекта (один ученик) – 10 мин.
Урок повторения пройденного материала.
1) актуализация знаний
2) творческие лаборатории (по парам или группам поиск информации на компакт-диске или в Интернет на заданные темы – используется компьютерный класс)
3) рассказ о найденной информации с демонстрацией на компьютере (используется один компьютер и видеопроектор)
4) подведение итогов.